Что ждет Ethereum после обновления: крах или процветание
Месяц назад состоялся долгожданный переход Ethereum на PoS. Одних криптоэнтузиастов порадовало это событие, другие отнеслись к нему с негативом, третьи – равнодушно. Такие масштабные события происходят в криптомире не так часто, однако уже понятно, что Merge окажет существенное влияние не только на саму сеть, но и на всю сферу в целом.
Главный вопрос в том – какое будущее ждет Ethereum после слияния? Приведет ли переход на другой алгоритм консенсуса к краху проекта или будет толчком для роста? Одни пророчат ETH светлое будущее и даже не исключают факт того, что криптовалюта может однажды сместить Биткоин с пьедестала почета, другие уверены, что переход на PoS негативно повлияет на судьбу проекта. Основатель компании Asgard Роман Малышев поделился своим мнением с читателями нашего журнала в ходе интервью.
— Роман, добрый день! В сентябре состоялся долгожданный переход Ethereum на PoS. Как вы считаете, насколько целесообразным был переход Ethereum на PoS? Действительно ли сеть столкнулась с нерешаемыми проблемами и требовала обновления?
— Идея перехода Ethereum от PoW к PoS заключалась в том, чтобы увеличить скорость для размещения различных децентрализованных приложений (dApp) и обеспечить необходимую инфраструктуру для появления Web 3.0 и снизить комиссии внутри сети, убрав вознаграждение майнерам. До перехода эфир был ограничен в скорости транзакции и стоимости транзакции, очень многое зависело от майнеров. То есть пользователи сети вынуждены были платить майнерам за каждую транзакцию весьма высокие комиссии. Переход на PoS положительно скажется на распространении самого эфира как блокчейна, то есть сеть будет использоваться более широко и в других проектах. То есть, да – эфир как блокчейн получит значительный толчок к развитию и росту.
У Ethereum запланировано еще как минимум четыре обновления, которые должны частично решить указанные проблемы. Но вот состоятся ли они в заявленные сроки и насколько будут эффективны – покажет время.
— Учитывая, что после смены алгоритма консенсуса ETH станет дефляционным активом (так как сжигаться будет больше токенов, чем выпускаться), это положительно скажется на его стоимости в будущем. Вы согласны с этим?
— Отчасти да, на цену это может повлиять положительно, но также пользователи могут начать выводить средства и уходить в новые проекты. Не все готовы смириться с новой ситуацией. В сентябре после слияния, в предыдущей сети, основанной на Proof-of-Work, продолжила функционировать монета Ethereum PoW (ETHW).
— Также есть теория, что рост процентных ставок приведет к повышению активности внутри сети Эфириум, что в свою очередь спровоцирует рост сетевых комиссий. Чем больше сообщество внесет ETH на стейкинг, тем больше сеть будет генерировать новой криптовалюты с каждым новым блоком. А это, в свою очередь, скажется на инфляции ETH – и падению стоимости актива. Так какой из двух сценариев наиболее вероятен?
— Я, честно говоря, больше склоняюсь к инфляции ETH, на это было бы интересно посмотреть.
— Какие главные действующие проблемы сети Ethereum решит Merge?
— Слияние позволит решить проблему масштабируемости, снизить перегрузки и увеличить пропускную способность. Участие в поддержании сети, как ожидается станет более доступным. Да, валидаторам придется заплатить круглую сумму, но зато не придется думать о том, где разместить оборудование и чем платить за электричество.
— Безопасность является краеугольным камнем любой системы или технологии, поддерживающей активы, проекты и инфраструктуру экосистемы. Как Merge повлияет на безопасность сети? Все мы помним, что у Ethereum уже была проблема с крупным взломом, которая в итоге привела к форку.
— Теоретически Merge мог бы усилить безопасность, разработчики этого и ожидали, но, как я уже сказал, даже после слияния все равно образовался форк ETHW, предложенный Чандлером Го, так что полностью проблему безопасности решить пока не удалось.
— Разработчики делают упор на то, что сейчас система будет более справедлива для ВСЕХ участников. Действительно ли PoS делает ETH более доступным, в отличие от PoW, когда для майнинга требовалась покупка дорогостоящего оборудования и в плюсе были только майнеры?
— Наиболее интересным мне представляется симбиоз майнинга и стейкинга. Такой подход смог бы значительно уменьшить циркуляцию монеты, повысить её цену снизить потребность в оборудовании для майнинга, так как для большего КПД нужно бы было не докупать видеокарты, а замораживать монеты. Этот механизм впервые реализован Signum network. После перехода на симбиоз майнинга и стейкинга, цена монеты Signa ожидаемо резко пошла вверх.
— Логично, что в стейкинге ETH будут участвовать крупные игроки рынка, в том числе различные организации и компании, а также биржи, которые вообще будут использовать не свои средства, а активы пользователей. Стоит ли опасаться того, что все это может снизить безопасность блокчейна Ethereum и привести к его дальнейшей централизации?
— Однозначно да. PoS — это прекрасный механизм наживы для централизованных бирж. Именно эти биржи получают возможность использовать свои толстые кошельки для майнинга Эфира, не покупая его. Пользователи могут вести торговлю, выставлять ордера и при этом даже не догадываться, что их монеты заморожены и биржа получает за счет пользователей дополнительную прибыль. Даже Киту придется потратить минимум 60 тысяч долларов на покупку монет, чтобы полноценно застейкать Эфир. В это же время, крупным биржам это не будет стоить ничего. Но как бы то не было, даже биржи, скорее всего, получат лишь кости со стола Бутерина. Да и сейчас, большая часть застейканных монет именно у основателя. Крипто-киту получать 1,8-5% в год – это просто смешно!
— Также есть мнение, что после перехода на PoS правительствам по всему миру станет проще контролировать Ethereum на уровне протокола — они смогут налагать ограничения и правила на крупные организации, которые владеют большим количеством ETH. Что вы можете сказать по данному поводу?
— Это приведет к оттоку пользователей, зачем рисковать если можно перейти в анонимные проекты.
— Чтобы не говорили критики, успешное проведение Merge закрепило статус ETH, как второй по величине криптовалюты в мире. А мА многие эксперты и вовсе считают, что доминацие Биткоина будет положен конец в течении пяти лет. Вы согласны с тем, что Эфириум может сместить “короля” с его трона?
— Никогда этого не произойдет. Биткоин это все-таки основной актив в криптовалюте на сегодня, и он всегда был, скажем так, точкой входа и точкой выхода, неким ориентиром. Биткоин — это все же больше актив для накопления, он практически не используется как блокчейн, как база для создания каких-то проектов. Это некий цифровой аналог золота, актив, который в долгосрочном периоде будет всегда расти.
— Криптосообщество рассчитывает на то, что стейкинг будет очень прибыльным. От чего будет зависеть рост процентных ставок?
— Здесь все просто – от количества пользователей, которые верят в проект. Чем больше их придет, тем выше будут процентные ставки.
— Что может негативно повлиять на ETH после слияния? Из-за чего актив может упасть? Какие непредвиденные сложности и ошибки могут всплыть после смены алгоритма консенсуса?
— Упасть актив может из-за потери интереса инвесторов и людей, которые застейкали монеты в самом начале и начали выходить из проекта. Точно можно сказать, что переход повлияет на крипторынок в целом. В первую очередь, конечно, это коснется майнеров эфира, так как им придется перейти на другие токены или избавиться от оборудования. Возможно, вырастет курс некоторых других альткоинов, поскольку многие майнеры начали искать альтернативу эфиру заранее.
— Так крах или процветание? Какой сценарий для Ethereum наиболее вероятен?
— Это уже будет не тот эфириум, известный как вторая криптовалюта после биткоина, это будет совершенно иной проект, существующий по другим правилам.