Это должен знать каждый. Почему так важно обновление Shanghai для эфириума
Участники криптосообщества следят за тем, как возможность вывести миллионы заблокированных в стекинге монет повлияет на рынок
В марте в экосистеме Ethereum планируется первое крупное событие с момента перехода сети на алгоритм Proof-of-Stake (PoS) в прошлом году. После завершения предстоящего обновления под рабочим названием Shanghai, 16 млн монет ETH, которые сейчас заблокированы в стекинге, станут доступны валидаторам сети для вывода на собственные кошельки. В среду, 1 февраля, разработчики запустили тестовую сеть для симуляции возможности вывода монет из стекинга.
В рамках обновления в Ethereum активируют еще несколько полезных технических функций, которые наверняка заметят разработчики и продвинутые пользователи. Но основной фокус криптосообщества нацелен именно на возможность снятия средств валидаторами и потенциальное влияние значительного притока монет на открытый рынок. Валидаторам будут доступны как те монеты, которые они изначально внесли в качестве залога, так и те, которые накопились у них в виде дохода за обработку транзакций в блокчейне.
Когда разработчики Ethereum перевели сеть на механизм консенсуса Proof-of-Stake в рамках обновления Merge («Слияние»), сеть стала вместо майнеров задействовать валидаторов для добавления новых блоков с транзакциями в блокчейн. По правилам работы сети, валидаторы должны внести в контракт для стекинга минимум 32 ETH (более $50 тыс. по курсу на момент публикации), чтобы участвовать в процессе подтверждения новых блоков.
Принцип простой: чем больше ETH размещает валидатор в стекинге, тем больше вероятность того, что именно он будет выбран для «предложения» следующего блока транзакций Ethereum и получит вознаграждение от сети при эмиссии новых монет. Статус валидатора также подразумевает поддержание работы собственного узла (ноды) сети Ethereum.
Недоступные монеты
Те, кто решил участвовать в стекинге Ethereum, были в курсе, что их активы, как и полученный доход, останутся заблокированными на неопределенный срок. Первые валидаторы начали размещать в стекинге монеты еще в 2020 году, когда в экосистеме Ethereum была запущена параллельная сеть Beacon Chain, изначально созданная в виде стекинг-контракта для последующего «слияния» с основной сетью Ethereum.
В июле прошлого года аналитики компании Glassnode подсчитали, что 75% тех, у кого на тот момент были заблокированы монеты в Beacon Chain, находились в убытке, учитывая майский обвал крипторынка, но технически ничего не могли с этим сделать. Именно грядущее обновление Shanghai должно открыть доступ к активам как ранним валидаторам сети, так и тем, кто присоединился уже после перехода Ethereum на PoS.
Альтернативой для тех, кто не готов был самостоятельно настраивать оборудование для поддержания узла Ethereum, вносить залог в 32 ETH и блокировать монеты до обновления, стали сервисы ликвидного стекинга (liquid staking). Они позволяют инвестировать в стекинг Ethereum любую сумму, получая взамен токены-деривативы платформ для стекинга, которыми можно торговать на открытом рынке, или использовать их для разных стратегий получения дохода в протоколах децентрализованных финансов (DeFi). Токены управления таких платформ как Lido (LDO) или Rocket Pool (RPL) сильно выросли в цене за январь и показали себя одной из самых удачных форм инвестиций на крипторынке в начале текущего года.
Что такое ликвидный стекинг. И как на нем заработать
После активации обновления Shanghai, вероятно, многие из валидаторов сети начнут выводить как минимум то, что они заработали за два года в виде комиссий за обработку транзакций. Очевидно, некоторые из них полностью выведут залог ради большего контроля над собственными средствами в период неопределенности на крипторынке.
В текущем виде блокчейну Ethereum после перехода на алгоритм PoS не хватало именно ключевой функции вывода средств валидаторами, хотя в остальном сеть функционирует должным образом. У других монет, поддерживающих стекинг, таких как Solana или Cardano, таких ограничений не было изначально.
Сколько можно вывести
Технически для валидатора есть два варианта снятия ETH после активации Shanghai. Первый — настроить реквизиты для автоматического вывода на кошелек заработанных вознаграждений. Второй вариант — полностью покинуть Beacon Chain и снять свои 32 ETH, добровольно удалив валидатор из блокчейна. Скорость вывода монет будет зависеть от того, сколько желающих будет выводить их одновременно. Процесс разбит на интервалы по 12 секунд, в каждый из которых проходит до 16 запросов на частичный вывод средств.
Вероятность того, что все валидаторы решат покинуть блокчейн, крайне мала. Процесс обработки транзакций с помощью стекинга поддерживает работу глобальной экосистемы, выступающей платформой для тысяч децентрализованных приложений и криптоактивов с рыночной капитализацией в миллиарды долларов. Существует мнение, что доступ к монетам в стекинге, наоборот, приведет к росту тех, кто хочет стать валидаторами и зарабатывать на подтверждении транзакций.
С другой стороны, сразу после активации Shanghai на рынок выйдет порядка 1 млн ETH, накопленных только в виде вознаграждений, не считая того, что заблокировано в качестве залогов. Это может спровоцировать давление на цену монет, если их владельцы начнут массово продавать активы. По данным официального сайта Ethereum Foundation, на 1 февраля в стекинге заблокировано более 16,2 млн ETH при более чем 500 тыс. валидаторов.