Имидж или вложение. Эксперты рассказали об инвестициях в фан-токены
Специалисты рассказали о том, что влияет на стоимость монет профессиональных команд, и описали особенности инвестирования в них
Мнения экспертов могут не совпадать с позицией редакции. «РБК-Крипто» не дает инвестиционных советов, материал опубликован исключительно в ознакомительных целях. Криптовалюта — это волатильный актив, который может привести к финансовым убыткам.
Спортивные клубы и профессиональные команды выпускают собственные токены, которые предоставляют их фанатам доступ к уникальному контенту. Эти цифровые активы дают владельцам возможность участвовать в жизни любимых команд, получать бонусы и ранний доступ к билетам на спортивные мероприятия.
Большое количество таких токенов представлено в приложении Socios на блокчейне Chiliz. На платформе доступны токены футбольных клубов «Пари Сен-Жермен» (PSG), «Барселона» (BAR), «Ювентус» (JUV), «Милан» (ACM), команд «Формула-1» «Астон Мартин» (АМ), «Альфа Ромео» (SAUBER) и многих других спортивных организаций.
Еще одна площадка, запускающая фан-токены, — Binance Launchpad. На ней были выпущены монеты таких футбольных клубов как «Сантос» (SANTOS), «Лацио» (LAZIO) и «Порту» (PORTO), а также токен ALPINE от команды «Формулы-1» «Альпин».
Рыночная капитализация фан-токенов составляет на 25 августа $321 млн, а суточный объем торгов первой десятки монет из этой категории — более $162 млн, по данным Coingecko. Криптовалюты спортивных клубов торгуются на многих ведущих биржах, в том числе MEXС Global, Binance, Bybit и CoinEx.
Эксперты рассказали «РБК-Крипто» о том, что влияет на стоимость таких активов, и можно ли их рассматривать в качестве инвестиций.
«Имиджевый ресурс»
Спортивные команды начали выпускать первые токены еще пару лет назад, и сейчас этот тренд стал практически повсеместным: монеты выпускают самые известные спортивные клубы с мировым именем, говорит руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.
По мнению эксперта, фан-токены — это больше имиджевый ресурс, чем реальный способ заработка. Он пояснил, что это не столько предмет для инвестирования, сколько один из способов взаимодействия спортивной организации со своими поклонниками.
С ним согласился старший аналитик Bestchange.ru Никита Зуборев. Он рассказал, что фанатские токены зачастую покупают чтобы иметь некие привилегии — участвовать в голосовании за лучшего игрока или в розыгрышах командной атрибутики, иметь доступ к эксклюзивным мероприятиям и так далее.
«Символ принадлежности»
Стоимость таких активов находится в прямой взаимосвязи с общими трендами на рынке криптовалют, считает руководитель аналитического департамента AMarkets. Деев пояснил, что сейчас, в условиях падения ведущих монет, такие токены также снижаются в цене, а разворот может произойти еще не скоро. По словам аналитика, мир сейчас ожидает рецессию, вложения в рисковые активы вероятно будут снижаться еще сильнее, что приведет к уменьшению стоимости и фан-токенов.
Но есть факторы, из-за которых могут расти в цене монеты конкретных команд, например, победа спортивного клуба в крупнейших соревнованиях, отметил эксперт.
«Стоимость такого токена будет расти вместе с престижем, иметь некий символ принадлежности к команде-победителю. В этом плане фан-токены сродни редким изданиям марок или коллекционным предметам», — считает Деев.
«Инвестиционная составляющая»
Такие токены спекулятивны, они почти не имеют фундаментальной ценности, по мнению Зуборева. Рассматривая токены как инвестиции, следует обращать внимание на те из них, которые могут быть популярны в будущем, говорит эксперт.
По его словам, если та или иная команда планирует важную игру, мероприятие или покупку игрока, то следствием такого события могут стать увеличения спроса, а значит, и повышения цены токена. Иные механизмы повышения стоимости сегодня не используются, поэтому рассматривать такой класс активов в качестве инвестиций столь же рискованно, как и покупку NFT, считает Зуборев. Но эксперт уточнил, что фанатские токены часто имеют бо́льшую ликвидность, чем любые невзаимозаменяемые цифровые активы.
Наиболее полезный совет инвесторам — не участвовать в FTO (Fan token offering), полагает Зуборев. Он объяснил, что из-за высокого ажиотажа в короткий временной период стоимость первичного выпуска часто завышена и очень быстро, обычно в течение нескольких недель, реже месяцев, в условиях относительно небольшой ликвидности цена снижается в несколько раз. Вот в таких условиях любителям спортивных соревнований уже можно покупать токены любимых команд в надежде на инвестиционную выгоду, тогда будет больше шансов на удачу, уверен специалист.
«Редкость в среде фанатов»
В случае фанатских токенов все очень индивидуально, говорит Артем Деев. Он уточнил, если монета приурочена к знаковому событию или выпуск какого-то токена лимитирован, то это сразу поднимает его цену в глазах владельцев и на этом можно заработать.
«Такие токены становятся редкостью в среде фанатов и их можно будет продать или обменять на что-либо с выгодой. Это не совсем инвестиция, а, скорее, коллекционирование, которое ценится именно фанатами спорта», — заключил эксперт.