Инвестор рассказал о «катастрофической» склонности к риску Сэма Бэнкмана-Фрида
Серьезные опасения касательно методов деятельности основателя потерпевшей крах биржи FTX Сэма Бэнкмана-Фрида появились еще до основания платформы. Об этом CNBC рассказал управляющий партнер Hack VC Александр Пак.
I was the first VC to try to invest in SBF, 4 years ago, well before FTX had even launched. I shared some of my story with CNBC, but there is more — a lot more.
Here’s what I learned, and why I passed on investing based on suspicion of deception and reckless risk-taking. https://t.co/nnXEVGjoud
— Alexander Pack (@alpackaP) November 17, 2022
Инвестор познакомился с Бэнкманом-Фридом в 2018 году. Предприниматель тогда искал внешнее финансирование для созданной им трейдинговой фирмы Alameda Research. Пак являлся сооснователем Dragonfly Capital — известной в криптоиндустрии венчурной компании с фондом на $100 млн.
Инвестор описал основателя Alameda и FTX как «невероятно умного и харизматичного»:
«Я был им очарован в течение первого месяца [общения], пока он не показал нам все».
По словам Пака, он и его команда в течение примерно полугода встречались с Бэнкманом-Фридом более десяти раз. Но после тщательной проверки они все пришли к единому выводу:
«Проведя с ним месяцы, мы поняли, что его склонность к риску была катастрофической. Посмотрели на это и увидели тревожные звоночки — риски [для инвестиций] слишком высокие».
Одним из «красных флажков» для них стали обнаруженные в балансе Alameda «нетипичные огромные убытки в размере $10 млн, причем за короткое время». Пак сказал, что они так и не смогли понять природу потерь: была ли это ошибка в трейдинге, серия промахов или мошенничество.
Еще одним тревожным предупреждением для инвестора стало то, что Бэнкман-Фрид скрывал существование биржи FTX. Он с командой обнаружил, что Alameda «теряет значительные финансовые ресурсы на оплату» платформы. На соответствующий вопрос предприниматель ответил довольно небрежно, вспоминает инвестор:
«Не помню, говорил ли вам, что у меня есть идея биржи. Поэтому, я трачу на нее большую часть своего времени, пренебрегая основным бизнесом».
Пак подчеркнул, что в целом для предполагаемых вложений вырисовывалась «картина огромного риска» — Бэнкман-Фрид по своему усмотрению раскрывал или нет большие объемы данных.
«Он никогда не показывал бухгалтерские книги Alameda какому-либо потенциальному инвестору — именно там происходило все плохое», — отметил соучредитель Dragonfly.
В опубликованном в августе 2020 года треде Бэнкман-Фрид изложил свою версию событий. Пак подтвердил, что предприниматель имел в виду обсуждаемую ими сделку.
3) They expressed excitement about Alameda, and desire to help it grow. They understood the business. Alameda has never taken an external investor, but this seemed like a good opportunity.
So the talks went on for a few months, and finally got to terms.
— SBF (@SBF_FTX) August 6, 2020
«Они проявили интерес к Alameda и желание помочь в росте. Они разбирались в бизнесе. Alameda никогда не привлекала внешнего инвестора и это выглядело хорошей возможностью», — прокомментировал основатель трейдинговой фирмы.
По словам Бэнкмана-Фрида, итоговое предложение инвесторов составило треть от оценки команды проекта, и она от него отказалась.
Пак сказал, что после срыва сделки Бэнкман-Фрид не допустил какого-либо его участия в инвестициях в свои проекты. Он поделился историей с некоторыми коллегами по венчурному бизнесу, но не выносил ее на публику.
Оглядываясь на свои отношения с предпринимателем, Пак отметил в них предзнаменование коллапса FTX:
«Это было ясно четыре года назад — парень скрывал серьезные вещи и очень рисковал деньгами других людей. Теперь он, кажется, сделал то же самое в более грандиозных катастрофических масштабах».
Напомним, 11 ноября FTX, Alameda и еще примерно 130 аффилированных фирм подали заявление о банкротстве.
Кризис ликвидности у биржи проявился после заявления 6 ноября CEO Binance Чанпэн Чжао о ликвидации компанией позиции в токене FTX (FTT). Предположительно, решение было принято после расследования CoinDesk, которое выявило высокую долю цифрового актива в балансе Alameda.
Эксперты Coin Metrics предположили, что возможной причиной краха биржи могла стать «крупная финансовая помощь», которую она оказала торговой компании во втором квартале 2022 года.
Новый CEO FTX Джон Рэй обвинил экс-руководство биржи в сокрытии незаконного использования средств клиентов, «полном провале корпоративного контроля» и предоставлении Alameda «секретных» преференций.
По признанию Бэнкмана-Фрида, активы FTX и Alameda оцениваются в $1 млрд, а обязательства составляют $8 млрд.
Ранее эксперты Bloomberg назвали схожую оценку и оценили как «маловероятную» возможность возврата средств клиентов и инвесторов.