Метавселенные

Метавселенные и цифровая недвижимость – глупость и “пузырь” или новая реальность?

Как бы эксперты и криптоэнтузиасты скептически не относичлись к метавселенным, отрицать уникальность и новизну этой технологии нельзя. В криптоиндустрии то и дело появляются новые тренды. К NFT пару лет назад все тоже относились не очень серьезно, а сегодня эта отрасль имеет многомиллионные обороты, а комьюнити разрастается небывалыми темпами. 

Людям свойственно в штыки воспринимать все новое, особенно, если это новое еще и не совсем понятное для широкой публики. Также получилось и с метавселенными. Не успело криптосообщество разобраться в том, что такое цифровые миры и зачем они вообще нужны, как там уже появилась недвижимость и земельные участки. Именно непонимание самой технологии зачастую вызывает критику и здравый скепсис. Однако, нет дыма без огня, и многие эксперты приводят вполне веские аргументы в пользу того, что нынешний хайп на цифровую недвижимость – это лишь кратковременное явление. При этом их противники уверены, что не стоит так критично относиться к покупке земельных участков и домов в виртуальных мирах. Ведь Metaverse – это тренд 2022 года. Кто знает, какое светлое будущее ждет эту технологию, если многие государства уже вкладывают миллионы долларов в развитие этой отрасли.

Становление метавселенных

Чтобы подробнее разобраться в вопросе, стоит копнуть немного вглубь и понять, как формируются тренды, в том числе и в криптоиндустрии. Любая новая технология проходит несколько этапов от стадии зарождения до стадии массового принятия. Метавселенные со своей цифровой недвижимостью не стали исключением.

Станислав Панков, руководитель TTM Academy, подробно рассказал о том, как это происходит. Он подчеркнул, что любая технология проходит S-образную кривую развития и принятия: 

  • На первом этапе технология появляется и мало кому известна, никто не знает, что с ней можно делать, пользуются ей только гики и ранние адепты;
  • На втором этапе новая технология набирает обороты и начинаются различные спекуляции вокруг нее с верой в светлое будущее – начинается хайп, который заканчивается обвалом рынка (NFT-пузырь, интернет и пузырь доткомов, криптовалютный пузырь 2017 года и другие примеры);
  • На третьем этапе технология постепенно становится массовой и без нее представить жизнь уже невозможно. Это то же самое, что представить себе жизнь без интернета. 

Сейчас метавселенные проходят стадию хайпа и раздутия “пузыря”, потому что действительно массового принятия в данный момент нет и рынок еще не определился с флагманами и кейсами использования, хотя различные экспериментальные механики появляются и проходят апробацию. В целом, метавселенные намного доступнее, чем кажется большинству людей.

Эксперт также добавил:

“Самые дешевые простые очки виртуальной реальности можно купить за 70-100 долларов и начать изучать метавселенные. Есть большое количество сайтов, где бесплатно можно зайти в различные цифровые комнаты и провести мета-конференцию. Метавселенные – это не только про виртуальную реальность, это в целом практически про любое удаленное взаимодействие людей. Общение в рабочем телеграм или игра в World of Warcrfat — это тоже метавселенные, но другого порядке и других свойств. Мы уже давно как вид находимся в переходном состоянии – из физического мира в цифровой, однако сейчас цифровой мир начинает принимать осязаемые видимые очертания в виде цифровых 3D-объектов, которые зачастую стоят дороже благодаря повышенному спросу и вере людей в новый дивный цифровой мир, который их обогатит.”

Андрей Крупник, директор консалтинговой компании SPS Legal, в свою очередь отметил, что концепции метавселенной почти два десятилетия, если считать ее прародителем многопользовательские ролевые онлайн-игры, например, World of Warcraft. Погружение в миры сегодня глубже благодаря джойстикам с обратной связью, VR-перчаткам, очкам и другим девайсам. Все чаще мелькает термин “метавселенная”, все больше компаний регистрируют проекты с упоминанием этого слова. Но до сих пор – это все разрозненные миры, созданные Roblox, EpicGames, Axie Infinity, Decentraland и другими. В действительности же мало кто понимает, что такое метавселенная и какой она должна стать. 

Эксперт также добавил, что технология блокчейн позволяет соединить виртуальную экономику с реальной, предоставляя пользователям полный контроль над генерируемой ими ценностью: виртуальными землями, недвижимостью, машинами и яхтами. Имуществом там обзаводятся модные дома (Gucci купил землю The Sandbox), знаменитости (Снуп Догг в The Sandbox), целые телеканалы (RTVI теперь есть в Decentraland) и даже банки (британский HSBC в The Sandbox). Но пока что это все маркетинговая активность с неизвестным реальным сроком годности проектов.

Виртуальные активы — это просто токены доступа. Существование цифрового имущества зависит от сотни разработчиков, инвесторов и желания основателей в принципе продолжать поддерживать, а главное — развивать проект.

Многие эксперты придерживаются позиции, что недвижимость в метавселенных – это очередной “пузырь”, как и все, что связано с NFT. В виртуальном пространстве можно создать сколько угодно участков “земли”, а значит, по сути, скоро все это перестанет иметь какую-либо ценность. 

Мы спросили у экспертов, что они могут сказать по этому поводу. Действительно ли это очередной хайп или новая реальность, которая откроет перед криптосообществом широкие перспективы?

Владислав Акельев, директор по развитию платформы для инвестиций в криптовалюты ECOS, так ответил на поставленный вопрос:

“Во-первых, виртуальное пространство тоже может быть ограничено (также, как ограничена эмиссия биткоина). Во-вторых, ценность того или иного предмета во всем мире регулируется спросом и предложением. В холодной Сибири тоже много земли, но никто не торопится строить там мегаполисы, потому что на них не будет спроса. И стоимость огромного сибирского коттеджа вряд ли будет выше двухкомнатной квартиры в центре Москвы. Те же законы работают и в метавселенных.”

Пузырь, который однажды лопнет

В отношении метавселенных и недвижимости в них скепсис, увы, преообладает. Недоверие экспертов и комьюнити оправдано, так как подобные хайповые темы уже не раз сотрясали криптоиндустрию и с треском проваливались. Сегодня все настороженно относятся к подобным “новшествам”, особенно, если практическая значимость технологии вызывает слишком много вопросов. При этом, несмотря на скептическое отношение, скрытый потенциал и возможные перспективы никто не отрицает. 

Сергей Лукашкин, эксперт по цифровой трансформации, реинжинирингу бизнес-процессов и стандартов обслуживания, так высказался на этот счет:

“Сегодня недвижимость в метавселенных – это, скорее, хайп. Но потенциально это откроет широкие перспективы, потому что метавселенные будут развиваться. Но надо понимать, что сам термин “метавселенная” пока не устоялся и концепция незрелая. Реально работающий Metaverse должен приносить пользу. Одна из гипотез – это виртуальные магазины. И многие бренды выпускают NFT токены на свою обувь и одежду. Пока это просто тренд в маркетинге, но в будущем может стать реальным бизнесом по продаже одежды и обуви потребителям. С другой стороны, если игровые платформы допустят NFT, то продажа скинов и одежды для героев игр это уже реальный бизнес. Проблема в том, что крупные игроки гейм рынка не пускают NFT. Так что потенциал есть, но пока нет зрелых решений. И любая инвестиция в недвижимость несет все риски early adopters.”

Георгий Галоян, основатель и СЕО DAO.vc, полностью согласен с экспертами, которые считают виртуальные земли “пузырем”. Создатели действительно могут выпускать виртуальные территории до бесконечности, поэтому сам факт владения таким активом не имеет никакой ценности. Эксперт уверен, что хайп на земли в метавселенных скоро пройдет, как проходит хайп на абсолютно бессмысленные NFT. Но сама технология построения виртуального мира будет развиваться и создавать новые возможности для заработка.

Дмитрий Носков, эксперт криптобиржи StormGain, также считает, что все это, скорее всего, очередная хайповая история. Однако, по словам эксперта, многое будет зависеть от того, насколько действительно будут популярны метавселенные и запустятся ли они в полной мере. Вполне вероятно, что большая часть функций в результате так и не будет внедрена.

Анти Данилевский, СЕО и основатель Kick Ecosystem, поделился своим мнением с читателями нашего журнала: 

“На мой взгляд, такая недвижимость – это временная игрушка и пузырь. Можно сравнить эту ситуацию с ICO, хотя спрос на такую недвижимость отнюдь не бьет рекорды. Информация о будто бы высоком интересе к недвижимости в мета-вселенных не соответствует действительности. Напротив, в последнее время спрос падает, и такая «недвижимость» очень быстро обесценивается. Думаю, что скоро можно будет ожидать, что этот пузырь лопнет.”

Возможные перспективы

Хоть метавселенные, а особенно продажа недвижимости в них, выглядят как очередной хайп, и это подтверждено фактами, часть экспертов уверена, что у технологии есть будущее. Именно поэтому не стоит концентрироваться на негативных моментах и очевидных признаках “пузыря”, а нужно постараться увидеть возможные перспективы. Вопрос лишь в том, по какому руслу будет развиваться технология. 

Игорь Рыльников, руководитель отдела по развитию партнерских отношений EMCD, напомнил, что с начала года стоимость недвижимости в метавселенных обвалилась в среднем на 85% (данные Cointelegraph). Это уже позволяет говорить, что на конец 2021 года на рынке виртуальной недвижимости наблюдался пузырь, а если более простыми словами – то рынок был перекуплен. Сейчас цены снижаются и постепенно приближаются к рыночным показателям.

При этом эксперт отметил, что, несмотря на снижение цен, покупка недвижимости в метавселенных все равно остается не дешевым занятием. Однако это обусловлено высоким потенциалом самого сегмента метавселенных. Понимая перспективу этой отрасли, на нее в прошлом году переориентировалась одна из крупнейших компаний в мире – Facebook, которая теперь носит название Meta*.

Эксперт также добавил:

“Когда инвестор покупает актив с ограниченным тиражом — он верит на слово эмитенту этого актива. Ничего не мешает авторам одной из популярнейших NFT-коллекций Bored Ape Yacht Club (BAYC) выпустить на рынок еще 10 тысяч “обезьян”. В целом крипторынок находится в зачаточном состоянии и никто не берется прогнозировать, каким он будет хотя бы лет через пять. С метавселенными ситуация более неопределенная, так как этот сегмент крипторынка возник за последние несколько лет.”

Станислав Панков согласен с тем, что, если говорить с точки развития технологий по S-образной кривой, то метавселенные – это пузырь, который сейчас постепенно надувается. Тоже самое происходило и с пузырем доткомов и технологией Интернет – этот пузырь раздувался с 1996 по начало 2000 года и очень хорошо лопнул, спровоцировав панику на фондовом рынке. Однако такие истории показательны. Достаточно посмотреть, какие компании смогли пережить крах доткомов и стали технологическими гигантами: Google, Amazon и прочие. 

Эксперт сделал акцент на возможных перспективах:

“Сейчас где-то среди стартапов, занимающихся созданием и развитием метавселенных, зарождаются будущие единороги – миллиардные бизнесы. Поэтому однозачно плохо относиться к метавселенных не стоит, лучше присмотреться к рынку и найти текущие проекты, инвестиции в которые могут озолотить инвесторов. Есть разные модели создания и развития виртуальных миров. Уже есть проекты, в которых количество земель ограничено и управляются они по модели DAO (децентрализованное автономное сообщество), поэтому ценность уже купленных земель в таких виртуальных мирах не сможет упасть до нуля, только если конечно же интернет не сломается из-за события черного лебедя или сам проект не закроется.  Однако, подыэтожим, в данный момент метавселенные – это скорее хайп, чем тренд, потому что массового применения нет и большинство людей не понимают, как и зачем пользоваться этой технологией, используя ее сейчас практически только для спекуляций.”

Независимый финансовый эксперт Александр Рябинин в свою очередь отметил, что конкуренция в этой сфере со временем значительно снизит стоимость земли. Для людей это и есть пузырь. При этом эксперт подчеркнул, что создать большое количество земель можно, но надо понимать, что это и затратно по ресурсам: оплатить работу команды, купить дополнительные мощности, поддерживать работу серверов, исправлять баги на каждом из кусочков и т.д. Все это трудоемкая работа, требующая большую команду и много ресурсов. Бесконечно делать качественный продукт компания не может. Да и незачем, т.к. теряется ценность и стоимость снижается. 

Эксперт также поделился своими мыслями на этот счет:

“Вероятно, в будущем будет разбивка в метавселенных, как расслоение населения в данный момент. Те кто могут покупать по нынешним ценам, будут существовать в метавселенных для богатых и среднего класса. Потом создадут доступную метавселенную, где будут уже все. Это один из вариантов развития событий.

Скажу так, если есть возможность приобрести сейчас землю и в понимаете для чего она вам, то сделать это. Конечно не на последние/существенные деньги. Это станет вашей диверсификацией в будущем.”

Аарон Хомский, руководитель инвестиционного департамента ICB Fund, в свою очередь подчеркнул, что покупка участков земли и объектов недвижимости в метавселенных – венчурная история. Можно ожидать, что как и NFT и любые другие технологии, не только связанные с блокчейном, эту сферу ожидает путь по Gartner Hype Cycle – когда после пика завышенных ожиданий наступит дно разочарований и после этого последует выход на плато продуктивности. 

По словам эксперта, у метавселенных определенно есть будущее. Но каким оно выглядит пока не знает никто. Виталик Бутерин, Марк Кьюбан и многие другие видные эксперты испытывают определенный скепсис, но так или иначе прогресс неизбежен. В Boston Consulting Group к 2025 года ожидают роста числа пользователей криптовалют до 1 млрд. С учетом растущей популярности компьютерных игр вполне логично ожидать, что большая часть аудитории будет регулярно «пропадать» в виртуальных мирах. Это является основой для большинства прогнозов исследовательских фирм и нашло отражение в документах Всемирного экономического форума. Правительства Южной Кореи, Дубая, власти Шанхая готовы вкладывать в развитие индустрии немало средств – это и новые рабочие места, и рост налогов. 

При этом эксперт добавил:

“Главный вопрос в том, кто будет задавать тренд? Не окажется ли так, что нынешние лидеры просто проторят дорогу последователям с более инновационным геймплеем и токеномикой? Оправдаются ли гигантские инвестиции Meta? Или все же договоренности о стандартизации крупных корпораций создадут серьезным барьер для привлечения аудитории конкурентами? На эти вопросы даст ответ время. Пока же можно сказать, что первоначальный хайп по крайней мере временно сошел на нет – по оценкам The Information, за последние полгода средняя цена за участок виртуальной земли подешевела втрое, а объем торгов – сократился в десять раз. Это не исключает того, что некоторые объекты в силу своей уникальности могли сохранить свою стоимость, невзирая на криптозиму.”

Не стоит отрицать, что за метавселенными будущее

Часть экспертов считает, что, несмотря на негативный фон воруг метавселенных, отрицать их важность бессмысленно. Сегодня это уже реальность, а значит и будущее будет так или иначе связано с технологией виртуальных миров и цифровыми объектами недвижимости. 

Владимир Горгадзе, руководитель магистерской программы «Блокчейн» в МФТИ, сооснователь токенизационной платформы Atomyze и IT-компании Newity, поделился своим мнением на этот счет:

“Почему .com домены ценились больше, чем многие другие, хотя доменных зон уже тогда было предостаточно? Почему некоторые интернет-бизнесы развились до позиций в топе биржевых котировок, а некоторые канули в лету? Можно создать сколь угодно много сайтов и не вырастить бизнес вокруг них. Ценность тех или иных объектов будет определяться именно способом использования объекта в бизнесе или другими участниками — все зависит от наполнения.

Вы можете построить виртуальный дом и не создать к нему интереса у публики, тогда вложения не будут стоить ничего. Или же наоборот, вы можете развить ваш объект так, что он будет приносить ощутимый доход, и его стоимость возрастет многократно, все зависит от вашего подхода.”

Эксперт подчеркнул, что, несмотря на хайп, общество находится на пороге новой реальности. Инвесторам, как всегда, нужно трезво оценивать свои силы и риски, а не вкладывать все средства в расчете на мгновенный рост.

Аналитик Азиз Кенжаев считает метавселенные новой реальностью. Несмотря на то, что общество о них толком ничего не знало, метавселенные существовали, только не имели такой особенности, как заработок. В аналогичных платформенных метавселенных скорее пользователи тратили средства. Эксперт также подчеркнул, что проекты, стоящие внимания инвесторов, не будут иметь бесконечные запасы земли, иначе такая земля и метавселенная будут терять всякую ценность.

Александр Лозбень, глава ViaBTC в РФ и СНГ, в свою очередь считает, что в современных реалиях довольно трудно прогнозировать будущее технологии, потому что Metaverse находится в самом начале своего развития: 

“Еще не наступила стадия принятия, так называемый mass adoption. Нет никакого сомнения, что за метавселенными будущее, но какой именно из проектов выстрелит и станет популярным – точно сказать нельзя. Не исключено, что из сотен виртуальных миров, которые существуют на данный момент, останется буквально пара-тройка и те, кто угадают эти проекты, окупят свои инвестиции с лихвой. Но в целом на данном этапе инвестиции в метавселенные являются хай-риском.”

Евгений Гольцман, сооснователь делового клуба SOLOMON.help, в свою очередь напомнил, что во время фазы роста криптовалют, цены на виртуальную недвижимость были завышены, но в настоящей Metaverse количество земель ограничено. Никто не может напечатать новых участков, ведь каждый виртуальный актив в метавселенной – это NFT токен. Если проект вырастет, потом приобрести участок уже вряд ли получится, да и цена будет значительно выше.

Эксперт также подчеркнул, что на данный момент количество активных пользователей топовых metaverse – это несколько тысяч человек, продукты далеки до совершенства, но многие крупные бренды уже имеют там свои представительства и проводят активности для своих виртуальных пользователей. Никто не отрицает, что вокруг метавселенных много хайпа и ожиданий. В итоге, лишь несколько проектов смогут стать новой реальностью и это безусловно будет полезно для общества, бизнеса, благотворительности и культуры.

*запрещенная на территории РФ организация

   

Источник

Click to rate this post!
[Total: 0 Average: 0]
Показать больше

Добавить комментарий