Почему крипторынок способен вернуться к росту. Аргументы за и против
Слабость «медведей», оптимизм инвесторов, положительный тренд S&P500 и другие факторы, которые могут поддержать восстановление цифровых валют в 2022 году
В начале 2022 года биткоин стоил $47 тыс., но почти все первое полугодие дешевел, потеряв более 60% стоимости. 19 июня курс биткоина на короткое время оказался ниже $18 тыс. — впервые с декабря 2020 года. Вопреки многолетним трендам удорожания криптовалют, этот обвал оказался гораздо глубже, чем летом 2021 года, когда минимум составлял $29 тыс. В июле курс биткоина начал расти и к настоящему моменту достиг $22,8 тыс.
Будет ли это восстановление устойчивым? Повторится ли прошлогодний сценарий, когда после летних обрушений рынок развернулся и осенью установил новые рекорды? Что этому способствует, и что может помешать?
Почему падение 2022 года оказалось таким глубоким
Зачастую после обвалов фондовых рынков, в частности, индекса S&P 500, происходят сильные падения котировок криптовалют. Эти активы рисковые, поэтому в моменты неопределенности инвесторы отказываются от них прежде всего.
Летом 2021 года криптовалюты тоже проседали, но не столь глубоко, как сейчас. В прошлом году фондовые индексы не падали, а росли, и это могло стать частичной поддержкой рынка. Курсы криптовалют падали после того, как власти Китая ввели жесткий запрет на майнинг.
Американские индексы в 2022 году упали в результате быстрого подъема ФРС ставок в надежде обуздать инфляцию, превысившую 9% годовых. Хотя сама по себе инфляция национальных валют обычно предвещает удорожание криптовалют (как защиты от инфляции), после просадки фондового рынка цифровые активы чаще всего падают в цене.
И в 2020 году, и в 2022 году происходила массовая распродажа активов. Трейдеры сбрасывали одновременно и криптовалюты, и акции, и порой даже золото. Уровень падения индекса S&P 500 и курса BTC в обоих случаях были сопоставимы.
В феврале-марте 2020 года S&P 500 упал на 29%, а BTC синхронно с ним подешевел с $10,1 тыс. до $3,8 тыс., то есть на 63%. После «удара о дно» он быстро отскочил, но максимальная глубина падения BTC более чем вдвое превысила глубину падения S&P 500 (в силу отношения к BTC как к рисковому активу). В январе-июне 2022 году просадка S&P 500 составила 24%. BTC за то же время подешевел с $47 тыс. до $17,7 тыс., то есть на 62%, почти как в 2020 году.
Еще одна аналогия между кризисами 2020 и 2022 годов состоит в том, что после глубокого синхронного падения индексы и криптовалюты быстро вернулись к росту. В 2020 году уже к маю курс биткоина почти восстановил докризисное значение, опередив по приросту S&P 500. В 2022 году с середины июня до начала августа обе величины тоже имели положительный тренд, хотя и не такой впечатляющий. За месяц S&P 500 прибавил 9%, а BTC в силу большей волатильности — порядка 20%.
Долгосрочные инвесторы и FOMO против дальнейшего падения
Во время падения курсов криптовалют после очередных ценовых максимумов их сбрасывают преимущественно спекулянты — те, кто изначально преследовал цель купить и поскорее выгодно перепродать. При этом, однако, на рынке остается множество инвесторов с долгосрочным прицелом, которые верят в глобальный рост биткоина. Они знают, что в его истории было много падений и взлетов, и потому не спешат продавать.
Цикл «снижение-взлет» часто происходит по следующему сценарию. Снижение состоит из серии резких обвалов, каждый из которых заканчивается отскоком из-за активизации покупателей. Затем часть покупателей продает подорожавший актив, и таким образом помогает медведям устроить новый, еще более глубокий обвал. Но с каждой «медвежьей атакой» обновлять минимумы становится все труднее.
Чем ниже курс, тем больший процент инвесторов переходит в лагерь покупателей, а после покупки становится заинтересованным в росте. Высший пилотаж трейдера состоит в том, чтобы поймать «окончательное дно» и там закупиться. Если в какой-то момент медведи допускают «осечку», и очередной обвал оказывается мельче предыдущего — это может служить для трейдеров сигналом, что предыдущий минимум как раз и был «тем самым» дном. Тогда вступает в силу фактор FOMO: боязнь инвесторов упустить выгоду и «опоздать на поезд», который вот-вот «полетит на луну». Наплыв покупателей становится колоссальным и цена возвращается к росту.
Реальные падения и взлеты в цифрах
Для примера рассмотрим, как менялись курсы BTC в сентябре-декабре 2019 и в мае-июле 2021.
В середине сентября 2019 года BTC стоил чуть выше $10 тыс. Но 23-26 сентября он обрушился до $8,1 тыс. Далее последовала серия отскоков и новых обрушений до следующих уровней.
- 6 октября $8 тыс.
- 23 октября $7,5 тыс.
- 24 ноября $7 тыс.
- 17 декабря $6,6 тыс.
- 2 января $7 тыс.
Неудачная попытка медведей 2 января обновить минимум привела к резкому росту, и уже к февралю BTC вновь стоил $10 тыс.
Аналогичный паттерн наблюдался в 2021 году после скандальных твитов Илона Маска, а затем серии китайских запретов на крипторынок в стране. 8 мая BTC стоил $58,8 тыс., 12 мая обрушился до $49,2 тыс., а затем последовала следующая серия обвалов.
- 19 мая $37 тыс.
- 23 мая $34,8 тыс.
- 29 мая $34,6 тыс.
- 9 июня $31,7 тыс.
- 22 июня $28,9 тыс.
- 26 июня $30,4 тыс.
- 20 июля $29,8 тыс.
После двух неудачных попыток обновить минимум, установленный 22 июня, курс биткоина начал расти. В начале августа он преодолел отметку в $40 тыс., а в ноябре вовсе установил исторический рекорд $69 тыс.
Теперь рассмотрим, как происходило обрушение в 2022 году. Основное падение началось в мае. 5 мая биткоин стоил $39,8 тыс., а уже 12 мая — лишь $26,8 тыс. В июне BTC вовсе упал до уровней конца 2020 года, хотя следующие обвалы оказались мельче.
- 19 июня $17,7 тыс.
- 1 июля $18,8 тыс.
- 13 июля $19,1 тыс.
- 27 июля $20,8 тыс.
Если продолжать аналогию с предыдущими сценариями, на этот раз медведи сделали уже 3 «осечки». К 30 июля цена BTC достигала $24,6 тыс., по состоянию на 5 августа криптовалюта торгуется на уровне в $23 тыс. К сожалению, мы не можем провести количественное сравнение нынешнего кризиса с родственным ему Covid-кризисом 2020 года, так как там падение происходило молниеносно и без длинной серии «медвежьих атак».
В каком случае рынок продолжит снижаться
Хотя сравнение серий обрушений разных лет намекает на скорое восстановление рынка, не стоит забывать о принципиальном отличии нынешнего кризиса от большинства прошлых. Сейчас криптовалюты не находятся в «свободном полете», а в значительной степени повторяют динамику американских фондовых индексов. Почти весь июль курс BTC двигался сонаправленно S&P500: оба поднимались и опускались примерно в одни и те же дни, чего прошлым летом не было.
Сейчас крипторынок теснейшим образом привязан к фондовому. 20-процентный рост крипторынка в июле в значительной степени продиктован оптимизмом на рынке фондовом. А этот оптимизм, в свою очередь, имеет под собой не слишком уверенную почву.
И в июне, и в июле данные по инфляции в США были выше ожиданий, и оба раза ФРС поднимала ставку на 0,75 процентных пункта. Сейчас фондовый и криптовалютный рынки растут скорее вопреки, чем благодаря экономической ситуации в стране. Частично их подталкивает понимание, что акции и криптовалюты долгосрочно надежнее, чем дешевеющий доллар. Позитивно на рынках отразились и слова американских чиновников, что рецессия маловероятна. Но не стоит забывать, что точно так же год назад они заверяли граждан в кратковременности инфляции, однако ошиблись.
В пользу роста крипторынка играет нежелание американских властей допустить новое обрушение индексов, но они твердо намерены бороться с инфляцией. Если следующие данные по инфляции опять будут неутешительными, и ФРС продолжит резкое поднятие ставок, рост индексов и криптовалют может затормозиться. И даже при сохранении положительного тренда есть сомнения, что до конца года BTC установит новые исторические рекорды.