Постслияние: Почему вы еще не эфириумный миллионер
Переход Эфириума на новый алгоритм прошел успешно, объявили разработчики, энергопотребление сети сократилось на 99.95%. Однако цена эфира не оправдала надежды ожидавших скачка котировок.
На момент написания статьи, согласно данным CoinMarketCap, криптовалюта торгуется по $1 437 за монету. До слияния, 13 сентября, цена монеты поднималась до $1 743. За последние три дня эфир подешевел на 17%. Максимальная стоимость эфира в последний месяц достигала $2 017.
Само слияние произошло примерно в 7:00 15 сентября по московскому времени. Цена криптовалюты резко поползла вниз к вечеру 15 сентября, упав почти на $100 — с $1 588 до $1 473. Есть версия: падение связано с тем, что некоторые майнеры, решившие переходить на форк сети в последний момент, начали сливать свои монеты.
Цена — не главное
В начале месяца бывший генеральный директор криптобиржи BitMEX Артур Хейс (Arthur Hayes) предположил, что благодаря слиянию курс ETH в 2022 году достигнет $3 000. Ежедневная скорость эмиссии монеты упадет с $13 000 до $1 600, а популярность сети повысится, что и скажется на позитивном изменении курса. Заметим, что в апреле Хейс предсказывал, что ETH скакнет к концу года до $10 000.
Как считает технический директор Tether Паоло Ардоино (Paolo Ardoino), слияние не поможет ETH догнать биткоин (BTC). По его мнению, биткоин давно воспринимается как форма денег, в отличие от эфира, который с одной стороны является крупной платформой для сторонних проектов, а с другой — основой для второй по величине криптовалюты. Пока сеть не достигнет определенности, рассуждает Паоло Ардоино, цена на криптовалюту не достигнет высоких значений.
Но, если прислушаться к словам сооснователя Эфириума Виталика Бутерина, стоимость эфира не столь важна, в отличие от возможностей, которые он откроет. По мнению программиста, самое главное в слиянии: оно сделает сеть гораздо доступнее для пользователей, снизив энергопотребление и в перспективе уменьшив цену за газ. Возможности, которые открывает слияние для множества проектов, считает Бутерин, практически безграничные. Низкие комиссии в сети и улучшенная масштабируемость могут вновь вернуть популярность повседневным платежам в цифровых валютах, которую те утратили в 2018 году. А экологичность привлечет крупных инвесторов, которых ранее останавливало энергопотребление сети.
При этом, еще в июле Бутерин предупреждал, что обновление не повлияет сразу же на цену ETH — она будет колебаться, а расти начнет лишь с появлением «правильных рыночных условий». Но переход должен стать большим событием для индустрии децентрализованных финансов (DeFi), позволив разработчикам комфортно создавать гораздо более совместимые и масштабируемые приложения.
Следует понимать: в ближайшие месяцы мы вряд ли увидим серьезные изменения, вызванные слиянием. Блокчейн — это в первую очередь экосистема, которая живет и развивается за счет новых проектов и идей. Переход на Proof-of-Stake — лишь фундамент, который предоставляют разработчики Эфириума. Многое зависит от самого сообщества. Если обновление привлечет новые умы и новые деньги в экосистему, это способно увеличить стоимость ETH — просто для этого необходимо время.
Бутерину вторит и генеральный директор криптобиржи Binance Чанпэн Чжао. В недавнем интервью он заявил, что трейдерам и участникам индустрии следует проявить терпение. Обновление сети не окажет мгновенного влияния на экосистему. Чжао уверен: полагать, что переход изменит все и сразу — ошибочно.
Майнинг эфира умер, да здравствуйте стейкинг
Пока майнеры ожидают запуска форка, который анонсировал один из крупнейших в Китае майнеров Чендлер Го (Chandler Guo), валидаторы Эфириума вовсю стейкают свои монеты.
Крупнейшими платформами для стейкинга сейчас выступают децентрализованная автономная организация (DAO) Lido Finance и криптовалютная биржа Coinbase. Согласно данным Messari, Lido Finance является крупнейшим оператором пула ставок ETH — она контролирует более 31% всех ETH, заблокированных в Beacon Chain. Платформа предлагает своим клиентам доходность в 3.9%. Однако аналитики из компании Nansen обеспокоены децентрализацией площадки. Они обращают внимание на то, что токены Lido (LDO) держат девять крупных участников DAO — они контролирую порядка 46% всей организации. Попытки сообщества Lido исправить ситуацию успеха не принесли.
На долю Coinbase приходится 14.7% от общего количества ETH, размещенных в Beacon Chain, что беспокоит сообщество не меньше, чем ситуация с Lido.
Поскольку криптобиржа является американской публичной компанией, она обязана соблюдать законодательство США, что может повлечь за собой цензуру транзакций в Эфириуме. Например, если американским регуляторам покажется, что Бутерин на них как-то косо посмотрел.
Однако генеральный директор Coinbase Брайан Армстронг (Brian Armstron) пообещал, что если подобное случится, криптобиржа прекратит участвовать в стейкинге ETH.
Беспокойства и перспективы
Соучредитель и разработчик межсетевой платформы DeFi Umbria Network Барни Чемберс (Barney Chambers) ранее высказывала мнение, что одной из главных проблем в обновленном Эфириуме станет распределение новых токенов. По ее словам, накопление монет сосредоточится в руках валидаторов, которые до слияния уже владели большим количеством ETH. В будущем это существенно скажется как на цене эфира, так и на всей экосистеме.
Похожего мнения придерживается генеральный директор Sphere3D Патриция Тромпетер (Patricia Trompeter). Она считает, что PoS уведет сеть к большей централизации — вся власть будет сосредоточена в руках самых богатых держателей монет. Также бизнесмен сомневается в экологичности Эфириума 2.0: сеть не предлагает принципиально новых и устойчивых решений для перехода всей отрасли на возобновляемые ресурсы, а лишь дает временные подпорки.
А вот Хенрик Андерссон (Henrik Andersson) из Apollo Capital, напротив, считает, что принципы ESG («экология, социальная политика и корпоративное управление») стали одним из центральных факторов принятия у институциональных инвесторов. И поскольку теперь Эфириум стал значительно менее энергозатратным, говорит директор по инвестициям, это может привлечь крупных игроков рынка.
Впрочем, часть сообщества рассчитывает, что слияние в корне изменит базовый принцип экономической модели Эфириума и, следовательно, значительно увеличит спрос на ETH за счет низких комиссий и потенциальной высокой прибыли.
«Превратятся ли мои монеты эфира в ценную бумагу?»
Одной из главных тем для дискуссии вокруг перехода Эфириума на PoS становится перспектива признания криптовалют ценными бумагами, подлежащими соответствующему контролю. Новый новый алгоритм работы, следуя логике регулирующих органов США, наделил эфир таким признаком ценных бумаг как ожидание получения прибыли.
Главными претендентами в глазах Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) на статус ценных бумаг являются сейчас такие цифровые валюты как Ripple (XPR), Zcash (ZEC), Stellar (XLM) и Horizen (ZEN). Пока регулятор даже не высказывал намерения включить эфир в список, что породило недовольство в сообществах вышеперечисленных цифровых валют.
Например, сторонники XPR обвиняли разработчиков эфира в премайне (заблаговременном выпуске новых коинов), и заявляли, что SEC, по сути, сделала для Эфириума поблажку.
Однако, по мнению профессора права Юридического центра Джорджтаунского университета Адама Левитина (Adam Levitin), ETH не перейдет в разряд ценных бумаг. Причина: председатель SEC Гэри Генслер (Gary Gensler) намерен поддержать законопроект, наделяющий Комиссию по торговле товарными фьючерсами (CFTC) полномочиями по надзору за биткоином и эфиром. Если закон будет принят, ETH сможет официально стать биржевым товаром. Недавно Генслер публично напомнил сообществу Эфириума, что слияние может превратить криптовалюту в ценную бумагу.
Если ETH получит статус ценной бумаги, это способно привести к волне огромных штрафов для платформы со стороны властей. Эфир, вероятно, исключит из листинга большинство криптовалютных бирж. Понятно, что в таком случае произойдет с курсом второй по капитализации криптовалюты. Это обернется катастрофой для всей платформы, пользователей и многих проектов, основанных на популярном блокчейне.
Однако если ETH нарекут ценной бумагой лишь по признаку «ожидание получения прибыли», то регуляторам придется сделать подобное вообще со всеми токенами, работающими на PoS. А это очень маловероятно.