«Развитие NFT — важный этап становления Web3»
Рынок невзаимозаменяемых токенов получил второе дыхание после затяжной криптозимы. Как говорят эксперты, падение крипторынка, словно сито, отсеяло бесполезные NFT и задало новые тренды развития сектора. Редакция BeInCrypto обсудила основные тенденции и проблемы рынка с продюсером Art&Tech проектов Ольгой Дворецкой, а также мы задали главный вопрос: «Можно ли заработать на коллекционировании NFT».
Об изменении рынка NFT и главных трендах
Отвечая на этот вопрос, Ольга Дворецкая подчеркивает, что рынок невзаимозаменяемых токенов в общем-то не изменился. Он продолжает развиваться и формироваться, и за последние несколько лет он находился в постоянном процессе трансформации.
«Давайте разберем примеры, когда появились NFT? Исторически можно дать отсчет этому явлению с момента появления проекта Rare Pepe с использованием собственной крипты PapeCash в 2016-2018 годах. В этот же момент появляются маркетплейсы OpenSea и проект Сrypto Kitties и Сrypto Punks, ставшие основой для развития рынка.
И мы видим, что “выстрелили” больше всего котики и панки, особенно панки, так как их основатели стали выступать на крупнейших ярмарках искусства и консультировать Sothbey’s и Christie’s по вопросам внедрения технологий блокчейн», — говорит эксперт.
Это подхватили СМИ, а также активный bull run в 2021 году создал условия для отличного хайпа. И появился рынок цифрового арта, много новых художников вышло, а также «старые» цифровые авторы увеличили свой прайс.
Но больше всего стал развиваться рынок коллекционных NFT, а точнее PFP-аватарок. Это явление можно назвать важным этапом развития интернета и WEB 3.0
«Конечно, подобный хайп привел очень много флипперов и желающих быстро заработать. Поэтому новые проекты быстро взлетали и исчезали. Многих из “известных” проектов мы даже не помним, например NBA TOP SHOT. А некоторые, например, Azuki, RTFK, BAYC — активно развиваются, внедряя все новые и новые механики, такие как
коллаборации, постоянная активность c пользователями, цифровая мода, выпуск собственной валюты, метавселенной, стейкинг, а также развитие в сторону метаверса», — сказала Ольга.
Сейчас наблюдаются следующие направления развития рынка NFT:
- развитие метавселенных
- игры
- коллаборации крупных брендов с талантливыми креаторами
- развитие цифровой моды
- развитие передачи и монетизации IP
- финансовые решения
- развитие mem coins
Направлений с использованием NFT можно придумать много. Сдерживающими факторами являются регуляция и налог на прибыль, который ввели в США в 2021 году.
Об окончании криптозимы
По мнению продюсера, криптозима уже закончилась, а значит, что впереди будет новый виток развития рынка, к которому стоит быть готовым.
«Мы ждем, скорее, новых направлений и идей, которые принесут на рынок хайп. Так как именно СМИ и комьюнити раздувают спрос. И новые этапы регулирования тоже зададут свои правила», — подчеркнула Ольга.
О предпочтениях коллекционеров NFT
Как признается эксперт, довольно тяжело судить о предпочтениях покупателей NFT, так как они очень разнообразны.
«По моему наблюдению, особый интерес вызывает листинг на Blur, и по-прежнему BAYC — это среди крипто аудитории, также панки. Из игр — Wolf Game. У коллекционеров арта в предпочтениях Рэфик Анадол. Но, скорее не как NFT, его продают как арт. Также проект ART BLOCKS», — прокомментировал эксперт в NFT.
Об инвестиционной ценности NFT
Далеко не все NFT обладают инвестиционной ценностью, то есть способны генерировать прибыль в будущем. Поэтому пользователям стоит быть очень внимательными при выборе токенов.
«Я бы сказала, что стоит изучать новые NFT проекты. Просто торговать картинками — для меня не очень интересно. Поэтому сейчас я изучаю те проекты, у которых есть история. Я считаю, они не упадут в цене и предложат своим пользователям новые идеи. К таким проектам я отношу Azuki, Bayc, RTFKT и все, что с ними связано. Я бы купила Deafbeef, Art Blocks, проекты из Fashion и то, что выставляется на ярмарках искусства», — делится Ольга Дворецкая.
Говоря о трейдинге NFT, Ольга рекомендует начать с изучения рынка и определить для себя интересные направления искусства и дизайна, свой бюджет и тенденции на рынке, а потом переходить непосредственно к покупке.
«Я занимаюсь развитием цифровой культуры, сообществом художников и поиском новых имен и направлений. Если бы я инвестировала, то купила бы лягушку Пепе, что и собираюсь сделать. Мои любимые проекты: Deafbeef художник Fvckrender, X-copy, Misha Libertee и Илья Колесник, AES+F — некоторые из них есть в моей коллекции», — сказала эксперт.
О личном опыте инвестирования в NFT
В своей практике Ольга чаще всего инвестирует в работы молодых, но талантливых художников.
«Я покупала разные NFT, ориентируясь на ICY Tools, а также на мнение комьюнити. Но я продаю, как только они вырастают, или если не растут — скидываю. Последнюю купила DAW — женская коллекция, где очень много селебрити. Мне нравится их идея и настрой», — подытожила она.
Также сейчас стоит обратить внимание на развитие метавселенных, так как они могут задавать тренды на рынке NFT.