Сэндвич на миллион. Как криптотрейдеры зарабатывают на чужих сделках
Рассказываем, как торговые боты приносят создателям миллионы долларов за счет отслеживания прибыльных сделок в блокчейне
Анонимный трейдер, которому принадлежит Ethereum-кошелек с адресом jaredfromsubway.eth, за один день стал звездой в криптосообществе: благодаря тактике так называемой сэндвич-атаки всего за сутки он заработал более $4 млн и единолично попал в лидеры по размеру комиссий сети, потеснив крупнейшие криптосервисы.
Подобные атаки — не новая концепция в сфере децентрализованных финансов (DeFi). Метафора с сэндвичем используется из-за того, что тактика трейдера строится на двустороннем использовании информации о чужой заявке на покупку того или иного криптоактива. С помощью специальных ботов трейдер отслеживает переводы в пуле неподтвержденных транзакций Ethereum или другого блокчейна.
Когда бот находит крупный ордер, который неизбежно приведет к росту цены актива, он заранее покупает этот актив по более низкому курсу, «проталкивая» свою транзакцию за счет повышенной комиссии, а после исполнения ордера и роста цены продает его с прибылью. Процесс автоматизирован и происходит за считанные секунды.
adv.rbc.ru
Мемы и комиссии
Наиболее привлекательной целью для таких атак обычно становятся сделки с низколиквидными активами. Именно таким стал PEPE, новый токен, получивший название в честь известного мема с лягушонком Пепе. PEPE быстро набрал популярность, когда в сообществе разошлась история о том, как некий ранний покупатель токена превратил $250 в $1,8 млн при тысячекратном росте его цены.
В поиске быстрых прибылей тысячи других трейдеров стали скупать PEPE, а параллельно начали запускаться аналогичные токены, названные в честь известных мемов — CHAD, WOJAK и другие. За счет низкой ликвидности токенов любая крупная заявка на покупку толкала их цены вверх, и именно за такими заявками и охотились боты трейдеров, зарабатывающих на сэндвич-атаках.
Курсы новых мемных токенов выросли на сотни процентов после запуска
По данным аналитического сервиса EigenPhi, за последнюю неделю PEPE и WOJAK стали самыми популярными активами в сети Ethereum после стейблкоинов USDC и USDT с объемом транзакций более $250 млн и $120 млн соответственно. Доход от сэндвич-атак владельца кошелька jaredfromsubway.eth составил порядка $1,6 млн в парах с PEPE и более $2,8 млн при сделках с WOJAK.
Однако реализация этой стратегии в таких объемах требует больших затрат на уплату повышенных комиссий для «проталкивания» транзакций. Владелец jaredfromsubway.eth всего за сутки потратил около $1,3 млн на так называемый газ в сети Ethereum. Это порядка 1,8% от общего объема всех комиссий сети за тот же период. В моменте по размеру комиссий трейдера опережал только контракт сети Arbitrum, в которой существует целая экосистема из приложений с миллионами пользователей.
Согласно подсчетам наблюдателей из сообщества, за последние два месяца jaredfromsubway.eth потратил порядка $7 млн в виде комиссий на выполнение более 180 тыс. транзакций, стремясь получить прибыль, опережая сделки других пользователей.
Неэтичная тактика
Сэндвич-атаки представляют собой лишь одну из тактик в рамках более глобального явления — максимально извлекаемой стоимости (Maximal Extractable Value, MEV). Это техника, суть которой в манипуляции последовательностью транзакций в блокчейне для извлечения прибыли, например, за счет арбитража или опережения чужих сделок. Прибыль от MEV, как правило, достается создателям блоков с транзакциями в сети Ethereum. Именно они определяют порядок этих транзакций и уже затем передают его валидаторам. Обычные пользователи не могут повлиять на собственные транзакции, а в кошельках и приложениях нет необходимых инструментов для использования MEV в их интересах.
Блокчейну Ethereum требуется порядка 12 секунд для валидации одного блока с транзакциями. Ботам достаточно этого времени, чтобы просканировать каждую из неподтвержденных транзакций в блоке и получить возможность опередить момент закрытия чужой сделки. Процесс, когда бот выставляет собственную транзакцию перед чужой (которая приведет к росту цены актива), называется фронтраннинг. Перестановка транзакции с заявкой на продажу актива уже по более высокой цене называется бэкраннинг. Комбинация обоих процессов и создает сэндвич-атаку.
Традиционно такая тактика считается неэтичной, но и не запрещенной. Отсутствие центрального органа надзора в сфере DeFi играет на руку MEV-трейдерам. Большинство их сделок проходят на децентрализованных биржах (например, Uniswap), как было и с владельцем кошелька jaredfromsubway.eth. Аналогично тому, как игроки рынка высокочастотного трейдинга лидируют по прибыли на традиционных рынках, криптотрейдеры в сегменте MEV, используя различные тактики получают миллиарды долларов дохода в криптоактивах.
Компания Flashbots не первый год борется за справедливый рынок на поле MEV, создавая софт и инфраструктуру для снижения манипуляций в этой сфере. 20 апреля разработчики представили бета-версию своего протокола MEV-Share, цель которого — распределить часть прибыли от максимальной извлекаемой стоимости среди пользователей Ethereum. По словам разработчиков, он даст пользователям возможность контролировать свои транзакции, и его можно будет интегрировать в кошельки, чтобы защититься от ботов, пытающихся извлечь прибыль путем фронтраннинга.