5 направлений развития метавселенных в 2023 году
В 2022 году изо всех утюгов звучало слово «метавселенные». После известного ребрендинга известной соцсети в конце 2021 года все не свете стремились сообщить нам о своих взглядах на цифровые миры, в которых мы скоро сможем общаться, работать и играть.
Однако любой внимательный читатель имел возможность заметить, что эти взгляды неоднородны. В то время, как Цукерберг фокусируется на создании пространства виртуальной реальности, такие компании, как Microsoft и Nvidia, разрабатывают платформы для работы над цифровыми проектами. При этом новейшие метавселенные, создатели которых считают, что будущее интернета заключается в децентрализации и блокчейне, экспериментируют с уникальными токенами (NFT), децентрализованными автономными организациями (DAO) и монетизацией внимания, стремясь привнести идеалы демократии и справедливости в виртуальное мироздание.
Согласно текущим прогнозам, к 2030 году метавселенные принесут глобальной экономике 5 триллионов долларов — вполне вероятно, что следующий год станет ключевым с точки зрения выбора направления дальнейшего развития индустрии.
1. Метавселенные как новое направление маркетинга
Как и в случае с поисковыми системами и социальными сетями (Web 1.0 и 2.0), маркетинг и реклама станут топливом, которое отправит ракету метавселенных (Web 3.0) в атмосферу мейнстрима. Гиганты международных финансов, такие как HSBC и JP Morgan, а также глобальные лидеры в области образа жизни и моды (Nike и Gucci), уже заявили о себе в метавселенных. Хорошо известно, что потребители всегда ищут новые и более привлекательные способы связи с интересующими их брендами. Ориентированные на потребительский опыт и сарафанное радио метавселенные являются отличным каналом коммуникации. Это важная сфера, в которой, в отличие от социальных сетей и индустрии поисковых систем, еще есть место, полностью не занятое американскими цифровыми гигантами. В течение ближайших 12 месяцев компании будут делать все возможное, чтобы позиционировать себя в лучших виртуальных мирах — будь то создание собственных платформ или погружение в существующие метавселенные, такие как Decentraland и DEXART.
2. Корпоративные метавселенные
Метавселенные обещают стать не только мощным инструментом маркетинга, но и предоставить платформы и целые виртуальные миры, чтобы позволить вести бизнес удаленно, эффективно и разумно.
Мы можем ожидать слияния концепции метавселенных с идеей «цифровых двойников», воплощающих в виртуальном мире реальные объекты, системы, процессы и даже людей для того, чтобы создавать и тестировать прототипы новых продуктов в безопасной цифровой среде. Дизайнеры воссоздают виртуальные копии физических объектов — от ветряных электростанций до автомобилей Формулы-1 — и тестируют их эффективность в экстремальных стрессовых условиях, не задействуя при этом никаких дополнительных ресурсов в реальном мире.
Еще одним применением технологии метавселенной в корпоративном мире будет проведение обучения, повышения квалификации и адаптации сотрудников. Например, консалтинговый гигант Accenture создал виртуальный мир под названием The Nth Floor, который представляет собой копию реальных офисов и позволяет проводить мероприятия по работе с персоналом для новых сотрудников.
Другим примером является лаборатория дополненной реальности BMW, созданная для разработки и воплощения прототипов новых продуктов компании. Использование метавселенных в качестве среды для конструкторской деятельности набирает популярность, поскольку дает возможность удаленной работы, сохраняющей преимущества творческого процесса, характерного для реальных офисов.
3. Web3 и децентрализация
Децентрализация является важной тенденцией развития метавселенных. По мнению сторонников Web3, распределенные реестры и технология блокчейна будут лежать в основе нового интернета, неподконтрольного глобальным корпорациям, которые потеряют возможность цензуры и блокирования всех, чье мнение им не нравится. На этой концепции построены децентрализованные платформы метавселенных, таких как The Sandbox и DEXART, которые в конечном итоге будут организованы как DAO. Покупка прав собственности даст людям право голоса в управлении компанией-владельцем метавселенной, что в конечном итоге приведет к созданию виртуальных демократий и сообществ, принадлежащих пользователям.
NFT — еще один аспект децентрализованной метавселенной. Они представляют собой уникальные токены, находящиеся на блокчейне, точно так же, как неуникальные токены (например, биткоин), и могут использоваться для представления уникальных онлайн-товаров или услуг. Бренды, в том числе Nike, Adidas и Forever 21, использовали эту технологию для создания цифровых продуктов, которые можно носить, продавать и демонстрировать в метавселенных. Еще один обувной бренд, Clarks, недавно представил онлайн-турнир на платформе Roblox, где пользователи могут выиграть уникальные виртуальные товары.
Представление о метавселенных как о децентрализованной утопии, принадлежащей сообществу, расходится с концепцией, продвигаемой американскими цифровыми гигантами, которые стремятся создать собственные цифровые вселенные, находящиеся под их абсолютным контролем. Вполне возможно, что 2023 год станет ключевым с точки зрения этого интереснейшего столкновения цифровых культур.
4. Виртуальная и дополненная реальность
Идея обладающих эффектом присутствия эмпирических технологий лежит в основе концепции метавселенных — именно это обеспечивает им бо́льшую привлекательность по сравнению с привычными нам цифровыми мирами, представленными соцсетями и системами обмена сообщениями. Технологии, обеспечивающие эффект присутствия, включают в себя виртуальную реальность (VR), дополненную реальность (AR) и смешанную/расширенную реальность (MR/XR).
Единомышленники Цукерберга уже готовы представить аппаратное обеспечение, которое, по их мнению, будет лежать в основе нового поколения интернета, построенного на основе виртуальной реальности. В 2023 году появятся новые версии популярных гарнитур Quest VR, а также гарнитуры VR/AR/MR от таких компаний, как как Apple, Google и Microsoft. Не все согласны с тем, что вход в метавселенную потребует от нас крепления дисплеев к голове, но это, безусловно, один из важнейших подходов к созданию основанного на эффекте присутствия опыта.
Помимо гарнитур, следует ожидать появления новых разработок в области тактильных костюмов для тела, которые уже используются такими игроками, как NASA и SpaceX, для имитации экстремальных условий. Эти костюмы получат распространения и в потребительских метавселенных, которые станут еще более реалистичными и захватывающими. Несколько стартапов уже экспериментируют с технологией, которая способна обогатить наш виртуальный опыт запахами.
5. Более продвинутая технология аватаров
Важным аспектом восприятия метавселенных являются аватары, которые представляют нас в цифровом мире. Мы уже привыкли к самовыражению в социальных сетях и к нашим персонажам в онлайн-играх. Аватар — это аналогичный инструмент виртуальных проекции, с помощью которого мы общаемся и взаимодействуем с другими пользователями.
Первоначально компания Цукерберга предлагала примитивные мультяшные аватары, вызвавшие множество насмешек. Лишь недавно разработчики анонсировали более фотореалистичную технологию, которая позволит пользователям быть похожими на себя в физическом мире.
Метавселенная DEXART планирует перейти к модели, в рамках которой графика создается не на устройстве пользователя, а на рендер-ферме, в качестве которой выступает сообщество: пока пользователь находится внутри виртуального мира, он пользуется услугами этой рендер-фермы, но когда он неактивен, то предоставляет мощности для рендеринга графики других пользователей.
Создаются технологии, в частности, Ready Player Me и Zepeto, которые позволят аватарам существовать в нескольких виртуальных мирах без привязки к какой-либо конкретной платформе.
В 2023 году мы увидим более продвинутые варианты использования технологии захвата движения — наши аватары смогут не только выглядеть и звучать как мы, но и перенимать наши собственные уникальные жесты и язык тела.
Кроме того, мы будем свидетелями дальнейшего развития аватаров в сторону их автономности. Это означает, что они смогут обходиться без нашего непосредственного контроля. Ни один пользователь не в состоянии постоянно присутствовать в метавселенной, в конце концов, все мы смертны. Однако искусственный интеллект позволит аватарам выступать в качестве наших представителей в цифровом мире.