Армения стремится позиционироваться как центр майнинга Биткоинов
Постсоветская республика заняла дружественную позицию в отношении криптографии и майнинга, но сильно полагается на иностранную энергию.
В конце августа цифровая платформа под названием Свободная экономическая зона ECOS сообщила хорошие новости из страны, которая редко появляется на мировой криптовалютной карте — Армении. ECOS сообщила о добавлении 60 мегаватт (МВт) мощности к своей электростанции, работающей с 2018 года.
Майнинговый комплекс, расположенный на одной из гидроэлектростанций на реке Раздан, получает электроэнергию напрямую от высоковольтной сети и использует инфраструктуру площадки для питания контейнеров. Представители платформы отметили, что ECOS может расшириться до дополнительных 200 МВт чистой электроэнергии. Для сравнения, берлинская геотермальная электростанция в Сальвадоре отдает 1,5 МВт из 102 МВт, которые она производит, крипто-майнерам, в то время как Greenidge Generation на берегу озера Сенека в штате Нью-Йорк должна была производить около 44 МВт.
Учитывая противоречивые события с регулированием майнинга криптовалют в регионе Содружества Независимых Государств (СНГ) — странах бывшего Советского Союза — возможно, пришло время оценить промышленный потенциал постсоветской республики, возвышающейся на 1850 метров над уровнем моря.
Скромная реклама
Самый достоверный факт об Армении в отношении криптовалюты заключается в том, что мы не получаем много информации из этой страны. В 2018 году Армянская ассоциация блокчейнов присоединилась к своим коллегам из Швейцарии, Казахстана, России, Китая и Южной Кореи и подала совместный иск против технологических гигантов, таких как Google, Twitter и Facebook, за запрет рекламы, связанной с криптовалютой. Дальнейшая судьба иска неясна, хотя в последние годы ограничения на криптовалютную рекламу были частично сняты.
Сообщается, что в том же году премьер-министр Никол Пашинян и другие высокопоставленные чиновники присутствовали на церемонии открытия новой майнинг-фермы, которая рекламировалась как одна из крупнейших в мире. По оценкам местных СМИ, около 50 миллионов долларов было инвестировано в создание фермы с 3000 машин для майнинга Биткоинов (BTC) и Эфира (ETH). Ферма является совместным предприятием крупного армянского конгломерата Multi Group, основанного бизнесменом и политиком Гагиком Царукяном, и скандальной международной майнинговой компанией Omnia Tech. Никакие новости о работе фермы не попадали в поле зрения СМИ с момента первых пресс-релизов.
Возможно, самым важным и заметным для общественности событием в стране с трехмиллионным населением стал провал усилий Евразийского экономического союза (ЕАЭС) по формированию единой позиции в отношении регулирования криптовалют. В 2021 году высокопоставленный чиновник из ЕАЭС сообщил, что государства-члены не поддержали недавнюю инициативу по созданию единой нормативно-правовой базы для криптовалют в рамках союза. Хотя информации о том, какие именно участники саботировали проект, нет. Сам провал будет иметь долгосрочные последствия для всего региона, поскольку в ЕАЭС входят не только Армения и Беларусь, но и такие тяжеловесы в майнинговой промышленности, как Россия и Казахстан.
Большие амбиции
Хотя в стране нет и следа существующей законодательной базы по криптографии (и запрета тоже), Армения встала на свой путь регулирования еще в 2017 году, сформировав комитет по блокчейн-технологиям.
В 2018 году местное министерство финансов запустило рабочую группу под названием JAF Crypto Market Intelligence Unit (JAF CMIU), задачей которой было изучение возможных сценариев регулирования. В том же году постановлением правительства была создана специальная свободная экономическая зона (ЭКОС) для содействия привлечению и развитию блокчейн- и крипто-стартапов.
Потенциальным резидентам ЭКОС площадью 2,2 га предоставляются финансовые преимущества нулевого налога на добавленную стоимость (НДС), отсутствия импортных и экспортных пошлин, и налоговой нагрузки на имущество и недвижимость. Как сообщается на официальной странице, ECOS также предлагает многофункциональные рабочие места, центр исследований и разработок, программы ускорения и инфраструктуру состоящую из электростанции, центра обработки данных и майнинговой фермы с оборудованием Bitmain. Единственным налогом, которым облагаются резиденты зоны, является ежемесячная выплата подоходного налога с наемных работников.
Майнинговые мощности свободной экономической зоны обеспечиваются электроэнергией Разданской ТЭС, расположенной в горном районе Армении с низкой среднегодовой температурой, что делает ее выгодной для снижения затрат на охлаждение.
Менеджер по маркетингу ECOS Анна Комашко называет последний факт серьезным преимуществом, ссылаясь на недавние проблемы майнеров в Техасе после палящей жары в Южном штате. Как она уточняет, в настоящее время 60% из 260 000 пользователей армянского объекта являются выходцами из США и Европы.
Майнинговые компании в Армении
В Армении есть как минимум два крупных майнинговых предприятия, одно из которых позиционирует себя как ультрасовременное. Правительство страны также кажется умеренно дружелюбным по отношению к криптовалюте, хотя и без рассмотрения какого-либо конкретного законодательства. Но достаточно ли этого, чтобы считать страну особенно привлекательной для инвестиций?
Возможно, такие общие факторы, как подъем страны в рейтингах прозрачности управления, большой приток ИТ-специалистов, естественная склонность к привлечению высокотехнологичного и сервисного бизнеса при отсутствии серьезной тяжелой промышленности, также могут сработать в Армении.
Но в крипто-майнинге решающее значение по-прежнему принадлежит общему энергетическому профилю страны.
По данным исследования 2021 года, проведенного исследовательской группой DEKIS в Университете Авила, Армения занимает 56-е место в глобальном рейтинге потенциала крипто-майнинга. Сама позиция не слишком низкая — например, Сальвадор при всех своих колоссальных амбициях занимает лишь 73-ю строчку. Казахстан, который на короткое время стал лидером для китайских майнеров, находится на 66-м месте, а Иран — на 115-м.
Но что еще более интересно, по своему потенциалу Армения превосходит соседнюю Грузию (83-е место), которая зарекомендовала себя как центр майнинга и к 2018 году заняла второе место в мире по прибыльности майнинга Биткоинов (BTC).
Однако можно поставить под сомнение сам отчет DEKIS, поскольку, согласно его данным, обе горные страны обладают почти нулевым объемом возобновляемой энергии (0% в случае Грузии, 0,1% в Армении, если быть точным). Аналитик Arcane Research Джаран Меллеруд привел совершенно другие цифры:
«В Грузии 75% электроэнергии вырабатывается гидроэнергетикой, в то время как в Армении этот показатель составляет всего 31%».
Эти цифры, считает Меллеруд, имеют значение для потенциальных майнеров, которые, естественно, ищут более дешевую энергию. В то время как предельные издержки производства гидроэнергетики практически нулевые, природный газ и ядерная энергия, которые по-прежнему составляют большую часть энергоснабжения Армении, гораздо менее удобны для побочного использования. Ведь Меллеруд не может рассматривать страну как особо привлекательное направление для иностранного майнинга из-за местных цен:
«Проблема в высоких ценах на электроэнергию, особенно сейчас, когда цены на природный газ зашкаливают, а значительная часть электроэнергии в Армении вырабатывается за счет природного газа. Я был этим летом в Грузии, и даже там майнеры уезжают из страны».
К 2021 году цена за киловатт-час (кВтч) энергии в Армении составила 0,077 доллара, что было относительно ниже, чем на развитых рынках (возьмем, к примеру, 0,372 доллара в Германии или даже 0,15 доллара в США), но все же выше, чем в Казахстане (0,041 доллара США), Узбекистане (0,028 доллара США) или Иране (0,005 доллара США). При инфляции мировых цен на энергоносители, цифры могут существенно измениться, но вряд ли это приведет к существенному изменению результатов.
Согласно профилю страны от Международного энергетического агентства (МЭА), Армения сильно зависит от России с точки зрения ее потребления, импортируя оттуда около 85% своего газа и все свое ядерное топливо. В целом, страна зависит от импорта топлива из одной страны для производства почти 70% своей электроэнергии, что «вызывает опасения по поводу разнообразия поставок».
Согласно отчету OCCRP, даже растущее количество малых гидроэлектростанций к 2013 году обеспечивало лишь 9% потребляемой энергии. Экологи выражают обеспокоенность по поводу того, что эти электростанции угрожают водному балансу местных рек.
Автор: Антон Зайцев, аналитик Freedman Сlub Crypto News