Прогноз-2023: переживет ли мир метавселенных спад интереса
После хайпа 2021 года вокруг темы метавселенных, в 2022 году интерес к ним пошел на спад в условиях медвежьего крипторынка. Чего можно ожидать в 2023 году?
В 2021 году одной из главных и горячих тем стала индустрия метавселенных и виртуальных миров. Она же являлась и одним из ведущих драйверов бычьего рынка. В результате курсы таких токенов, как Decentraland (MANA) и Sandbox (SAND), демонстрировали головокружительную накачку. Множество мейнстримных компаний проявили интерес к экспансии в виртуальных мирах.
Однако 2022 год оказался непростым для криптосообщества. Криптозима и резонансные крахи нескольких крупных криптокомпаний заметно охладили энтузиазм многих наблюдателей и участников рынка. Согласно отчету The Block Research, в 2022 году ежемесячные торговые объемы на рынке метавселенных упали на 96%.
Как же будут развиваться события в этой индустрии в 2023 году?
Сосуществование множества метавселенных
Фундаментом и основополагающей идеей экосистемы Web3 является децентрализация. Поэтому было бы странно ожидать, что в этой отрасли утвердится лишь одна-единственная метавселенная-монополист.
Это можно сравнить с множеством социальных платформ, таких как Instagram, YouTube или TikTok. Все они различаются между собой и предлагают пользователям некие уникальные варианты и сценарии использования. Точно так же в виртуальном мире возможно сосуществование различных метавселенных, предлагающих определенные сервисы и возможности. Например, иммерсивный опыт шоппинга или эксклюзивные виды игр для геймеров. Другие платформы могут обеспечивать специфические условия для корпоративной или учебной деятельности. Подобный потенциал неисчерпаем.
Эти платформы могут быть совместимыми и взаимодействовать между собой. Пользователи смогут перемещать свои активы с одной площадки на другую через специальные мосты. Вы сможете купить себе одежду на одной платформе и потом носить ее в другой (например, на лекции в онлайн-университете).
Бизнес в метавселенных
Несмотря на медвежий крипторынок, в 2022 году известные мейнстримные бренды продолжали проявлять высокий интерес к освоению метавселенных. Так, к ноябрю в США было подано 5364 заявки на регистрацию товарных знаков в метавселенной и сфере виртуальных товаров/услуг.
Источник: Twitter
В одном только ноябре стало известно о нескольких новых именитых участниках в этой отрасли. Сначала к Nike и Adidas, уже начавшим осваивать метавселенные, присоединился спортивный гигант Reebok. После утверждения заявок на товарные знаки компания сможет заняться выпуском виртуальных товаров, например, обувью, головными уборами, спортивным инвентарем, а также NFT.
Чуть позднее концерн BMW, ведущий мировой производитель автомобилей и мотоциклов, подал заявку на регистрацию товарного знака в таких сегментах, как NFT, виртуальные транспортные средства, одежда и обувь, а также розничные торговые точки по их продаже и виртуальные среды, где их можно будет использовать.
Декабрь принес новую весть. Немецкая автомобильная корпорация Mercedes-Benz Group AG тоже подала пять заявок на регистрацию товарных знаков в областях NFT и метавселенной. Как сообщил в «Твиттере» лицензированный поверенный по товарным знакам Майк Кондудис (Mike Kondoudis), заявки на регистрацию товарных знаков для «Mercedes Benz, Mercedes, S-Class, G-Class и Maybach» будут включать лицензии на NFT, виртуальную одежду и товары, розничные магазины для виртуальных запчастей для автомобилей и многое другое.
Источник: Twitter
Джейсон Варнке, руководитель отдела цифровых технологий в Accenture, считает, что метавселенные изменят все аспекты бизнеса, включая ассортимент предлагаемых продуктов, их распространение, а также модели ведения бизнеса.
В ноябре стало известно, что разработчик блокчейн-игр Animoca Brands создаст фонд с капиталом в $2 млрд. Деньги пойдут на поддержку и развитие метавселенных.
Виртуальные миры и ИИ
2022 стал прорывным в развитии технологий в сфере искусственного интеллекта (ИИ). В частности, этим направлением активно занимались платформы DALL-E и ChatGPT.
Ряд проектов метавселенных стал делать упор на пользовательский контент, создаваемый самими участниками сообщества (user-generated content, UGC). В этом им помогают технологии ИИ. Согласно экспертам PwC, ИИ дает возможность даже тем, кто не обладает никакими специальными техническими познаниями, эффективно создавать и переживать опыт полного погружения в метавселенную.
«Создаваемые с помощью ИИ изображения могут формировать более реалистичную и иммерсивную виртуальную среду», — уверен Сэм Гамильтон, креативный директор Decentraland Foundation.
С ним согласны и многие представители сообщества. Они полагают, что одной из ключевых тем в сегменте метавселенных в 2023 году станет использование искусственного интеллекта.
Впрочем, скептики предупреждают, что передовые технологии могут обусловить и появление новых преступлений. Например, с помощью ИИ кибермошенники могут похищать персональные данные пользователей в виртуальных мирах и генерировать их аватары, чтобы с их помощью совершать затем какие-либо преступления в метавселенных, подставляя тем самым невиновного.
В этой связи власти Китая уже озаботились этим вопросом. Они издали указ, запрещающий генерацию нейросетями изображений без водяных знаков или иных меток.
Ранее мы составили топ-9 акций для инвестиций в ИИ, дающих возможность заработать на искусственном интеллекте.
Полиция в виртуальных мирах
Чем больше ширится принятие метавселенных и чем больше людей они привлекают — тем больше в них оказывается и посетителей с недобрыми намерениями. Еще совсем недавно трудно было представить, какие страсти могут разыгрываться в виртуальных мирах. Однако теперь за дело вынуждены браться даже государственные правоохранительные органы.
Так, в сентябре стало известно о 30-летнем корейце, который получил 4 года тюрьмы за сексуальные домогательства в популярном виртуальном мире. Чтобы втереться в доверие к малолетним, он пользовался детскими аватарами, играл с ними, дарил им подарки, а затем склонял их фотографироваться без одежды.
Ранее в конце декабря 2021 года жительница Британии рассказала, что в метавселенной на нее напали несколько мужских аватаров и подвергли ее виртуальному групповому насилию, отпуская при этом оскорбительные комментарии и делая фотографии.
Кроме того, как уже отмечалось выше, применение ИИ-технологий также открывает перед киберпреступниками новые возможности. Также множится число сообщений о буллинге, расизме и других формах виртуальной ненависти в метавселенных.
Соответственно, назревает необходимость появления в метавселенных специальных полицейских сил, способных защитить простых пользователей и их права от посягательств злоумышленников.
Джамилия Гриер, основатель и CEO консалтинговой фирмы ByteBao, считает:
«Это неизбежный процесс. Одни пользователи начнут использовать других, будут совершаться преступления, и, к сожалению, мы наблюдаем это уже сейчас. В физическом мире у нас есть законы для борьбы с преступлениями. В равной степени важно, чтобы в метавселенных тоже существовали законы, направленные на борьбу с совершаемыми там преступлениями».
В октябре полиция города Аджман (Объединенные Арабские Эмираты) объявила, что теперь правоохранители будут оказывать гражданам услуги и через технологии метавселенных. Это стало одним из первых шагов в нужном направлении.
Перемены неизбежны
После хайпа 2021 года ажиотаж вокруг метавселенных пошел на спад в 2022 году. Данные Google Trends демонстрируют постепенное снижение интереса к этой теме. Число поисковых запросов по слову «метавселенная» плавно снижалось:
Источник: Google Trends
Впрочем, Нильс Пил, основатель и CEO Auki Labs, полагает, что подобное затухание хайпа было неизбежным:
«Этот хайп был всецело спровоцирован теми, кто надеялся заработать на метавселенных, а не заселять и обживать эти виртуальные миры. Все делали ставку на то, что эта тема заинтересует кого-нибудь другого». Между тем, подчеркивает он, необходимо создавать то, что люди захотят использовать, а не то, что они надеются продать.