Стоит ли майнерам переживать из-за перехода Ethereum на PoS?
Криптосообщество с замиранием сердца следит за второй по популярности криптовалютой. Сейчас все внимание сконцентрировано на предстоящей смене алгоритма консенсуса. Известно, что Ethereum перейдет на Proof-of-Stake (PoS). Для кого-то это долгожданное событие, которое сулит множество перспектив для развития сети и решит массу текущих проблем ETH. Однако далеко не все криптуэнтузиасты настроены столь оптимистично. Особенно сильно обеспокоены майнеры, ведь именно Ethereum является одной из самых прибыльных для добычи монет, наравне с биткойном. “Шахтеры” не знают, что делать с дорогостоящим оборудованием после того, как майнинг ETH на нем будет невозможен.
Кратко о PoS
Proof of Stake – это алгоритм консенсуса, основанный на доказательстве доли. Грубо говоря, необходимо доказать хранение определенного количества средств в кошельке. Это альтернативный метод добавления новых блоков в основную цепочку. Теперь не нужно иметь дорогостоящее оборудование для решения “задач”, так как на алгоритме Proof of Work (PoW) именно у владельца более мощного оборудования было больше шансов создать следующий блок. PoS подразумевает, что алгоритм криптовалюты для подтверждения следующего блока в цепочке с наибольшей вероятностью выберет ту учетную запись, на которой хранится больше монет. Это означает, что участвовать в добыче Ethereum смогут любые пользователи, в том числе и с маломощными ПК или даже смартфонами.
Однако перед фанатами второй по популярности криптовалюты появится новая проблема. Для стейкинга и майнинга нужно будет иметь внушительную сумму ETH на счету. Соответственно целью пользователей сети будет получить как можно больше монет Эфира, чтобы значительно увеличить свои шансы на получение хорошей прибыли.
Зачем переходить на PoS?
С переходом на PoS, Ethereum Foundation рассчитывает повысить эффективность сети в 2000 раз и снизить энергопотребление на 99,95%. Сеть Ethereum в настоящее время потребляет около 44,49 ТВт/ч в год. Этим количеством энергии можно было бы фактически снабжать крупный мегаполис.
Игровые видеокарты идеально подходят и массово используются для майнинга Эфириума. Однако такие карты сейчас в дефиците. После перехода на PoS не будет смысла использовать оборудование такого типа для майнинга криптовалюты, потому что PoS предлагает совсем другой подход к получению новых монет.
Что остается майнерам ETH?
Майнеры Ethereum могут переключиться на альтернативные проекты, работающие по протоколу PoW. Логично, что после перехода Ethereum на PoS майнеры, которые сейчас добывают Ethereum с помощью видеокарт, постепенно начнут переходить на другие криптовалюты.
Нет сомнений, что переход на PoS повлияет на весь крипторынок. Первыми с этими изменениями столкнутся майнеры, ведь добыча ETH на видеокартах раньше была самым прибыльным вариантом. В связи с переходом Эфириума на PoS многие майнеры обеспокоены тем, что былых доходов от майнинга им не видать. Многие “шахтеры” приобретали оборудование в кредит, рассчитывая окупить вложения прибылью от продажи монет. Теперь они в спешке продают фермы из видеокарт, чтобы отбить хоть часть средств. Мы спросили у экспертов, оправдана ли их паника и продажа оборудования в связи с переходом ETH на PoS и неужели оборудование никак нельзя будет использовать для получения прибыли.
Александр Лозбень, глава ViaBTC в РФ и СНГ, придерживается своей позиции на этот счет:
“Я не думаю, что паника вообще когда-либо может быть оправдана. Если мы говорим про эфириум, то он переходит на Proof-of-Stake уже довольно давно. Для меня большая загадка, зачем люди покупали устройство для майнинга эфира, если знали, что будет переход на РоS? Если майнер давно майнит, то он уже отбил свои инвестиции, поэтому вопросов к нему нет. Более того, для майнинга эфира используются видеокарты GPU, которые всегда можно применять для майнинга других криптовалют и в моменте это иногда выгоднее, чем майнить эфир. Но всё-таки GPU – это не промышленный майнинг, он маленький, домашний, находится под большой угрозой. Я бы не советовал людям, которые мыслят о майнинге, как о бизнесе, рассматривать эти устройства для инвестиций.”
Виктория Устименко, CEO PR агентства PRETOBUSINESS, в свою очередь отметила, что майнинговое оборудование эволюционирует, а потому стоит ждать неминуемого движения в этой сфере. Это логично, когда майнер покупает более эффективное оборудование, то зачастую он сбывает устаревшее, следовательно, в происходящем сейчас нет ничего необычного.
Максим Малыш, основатель и генеральный директор Kryptex, так высказался на этот счет:
“Панику майнеров можно понять, но я не считаю её оправданной. Во-первых, переход ETH на PoS ещё не случился, майнинг всё ещё приносит деньги. Падение курсов в 2018 году (до $3000 за BTC и $85 за ETH) было гораздо более ощутимой проблемой. Во-вторых, когда переход случится, на видеокартах продолжится майнинг других монет: ETC, RVN, ERGO. В-третьих, оборудование можно использовать и для других задач. Мы в Kryptex уже предоставляем возможность арендовать майнинг-риги для, например, машинного обучения и обработки видео”.
Игорь Чекун, CEO Xtrey Group, отметил, что майнерам не стоит преждевременно паниковать. Привычный всем способ майнинга позволяет гибко подходить к выбору добываемых криптовалют и используемых алгоритмов. В результате, таким майнерам доступен широкий круг криптовалют, которые можно добывать и получать прибыль, и этот круг не ограничен Ethereum. На текущий момент другие криптовалюты могут быть менее эффективны для майнинга, чем Ethereum, но ситуация может в дальнейшем измениться. Не стоит исключать возможность того, что у майнеров на видеокартах появятся сравнимые альтернативы.
Эксперт также добавил:
“Если переход на PoS осуществился бы прямо сейчас – майнеры, конечно, потеряли бы в прибыли, поэтому их вопросы в отношении того, что предпринимать в связи с этим, являются вполне логичными. Также логичным видится и желание многих майнеров продать оборудование, пока оно не упало в стоимости еще ниже. Однако, если принимать во внимание такие факторы, как неопределенность сроков перехода на PoS, возможность роста Ethereum и других криптовалют, которые можно добывать на видеокартах, то вопрос продажи оборудования именно сейчас является не таким однозначным.”
Вячеслав Коноваленко, основатель и CEO Syndicate Of Traders, не видит в переходе на PoS большой проблемы. GPU майнеры могут просто переключить свои мощности на другие монеты, тот же ETC, к примеру, и продолжат майнить. Конечно, из-за переключения мощностей сложность добычи других монет тоже возрастет, но со временем это компенсируется ростом котировок этих монет.
Дмитрий Носков, эксперт криптобиржи StormGain, дал свой комментарий по данному поводу:
“Сейчас в принципе по рынку прокатилась волна паники среди майнеров. Это коснулось майнеров разных криптовалют, но в особенности Ethereum – так как на общий кризис крипторынка наложились и опасения, связанные с переходом проекта на новый протокол. Сейчас точно не стоит поддаваться панике и пытаться избавиться от оборудования (тем более, что оно уже подешевело), нужно подождать и посмотреть, что будет дальше, и как его можно будет использовать в будущем.”
Тимофей Семенов, генеральный директор Intelion Data Systems, согласен с мнением предыдущего эксперта. Он отметил, что в случае того, что переход на PoS все же состоится, существует вероятность возобновления получения высокой доходности по GPU майнингу (именно он используется для добычи Эфира) через майнинг других перспективных криптовалют в перспективе ближайших одного – трех лет. Поэтому, если и расставаться с оборудованием, то лишь частично (например, сохранив 30-50% имеющихся мощностей). При этом эксперт подчеркнул, что финальное решение каждый участник рынка должен принимать самостоятельно, основываясь на своей инвестиционной стратегии.
Ренат Калинченко, криптоэнтузиаст, эксперт компании “Turov Invest”, поделился своим мнением с читателями нашего журнала:
“В случае перехода Эфириума на PoS на видеокартах можно будет манить другие токены. Например, Эфириум Классик или токен Коэн-Рейвен. То есть всегда будут токены, которые можно будет манить вместо эфира, поэтому за это стоит не переживать. Сейчас стоит наоборот, помайнить до конца эфир, пока это возможно, накапливать его и в дальнейшем даже его можно будет закинуть в стейкинг. Если у вас есть 32 эфира, вы его можете застейкать. Оборудование всегда можно будет использовать, поэтому его также не стоит продавать и нужно продолжать майнить.”
Владимир Горгадзе, руководитель магистерской программы “Блокчейн” в МФТИ, сооснователь токенизационной платформы Atomyze и IT-компании Newity, считает, что майнеров Ethereum можно понять – мало того, что они сейчас майнят себе в убыток, так еще и в ближайшие месяцы, вероятно, вынуждены будут переходить на майнинг других монет, еще более убыточный в моменте (см. след пункт). Но остается множество других монет на популярных алгоритмах майнинга (Ethash, Zhash и др. – все, что майнится на фермах с видеокартами), которые обладают неплохим потенциалом роста, хотя сейчас сильно просели в стоимости. По словам эксперта, майнинг таких монет “на будущее” для ряда майнеров может оказаться неплохим решением.
Владислав Утушкин, блокчейн-энтузиаст, CEO TTM Group, согласен с тем, что оборудование и мощности можно переключить на добычу другой монеты, тот же Ethereum Classic:
“Будь я майнером, я бы рассмотрел стратегию накопления Ethereum до полного перехода на PoS и после этого бы стал валидатором и уже думал продавать оборудование или переключать мощности на другую монету. Разумеется, не финансовый совет. Новость о переходе на PoS уже давно витает в информационном поле и знали бы вы, как расстроены майнеры, которые продали дешево свое оборудование, когда эта новость только появилась. А ведь могли добывать всё это время Ethereum.”
Артем Баргер, научный руководитель магистратуры по блокчейну в МФТИ, председатель экспертного совета НЦ “Идея”, в свою очередь считает, что текущая ситуация и продажа видеокарт и оборудования для майнинга никак не связаны с заявлением Ethereum о переходе на PoS. Во-первых, такие заявления мы слышим уже не первый год. Во-вторых, процесс перехода займет какое-то время, ну и в целом всегда можно перепрофилироваться на майнинг для сети Биткоин.
Эксперт также добавил:
“Отвечая на вопрос, возможно ли переиспользование видеокарт с целью получения прибыли, на мой взгляд, на данный момент нет вычислительных задач, которые бы требовали таких мощностей, естественно, помимо самого майнинга. Поэтому трудно представить, как можно перепрофилировать такое количество оборудования для получения прибыли. Единственное, что я могу себе представить, – это потенциальную выгоду для дата центров, где за счет виртуализации можно предоставить дополнительные средства для масштабирования серверным приложениям и аппликациям, которые используют модели машинного обучения, основанные на глубоких нейронных сетях.”
Аарон Хомский, руководитель инвестиционного департамента ICB Fund, отметил, что каждый раз во время масштабной коррекции часть майнеров – самые неэффективные игроки, прекращают операции и начинают продавать свое оборудование, так что удивляться текущим распродажам не стоит. При этом, майнерам ETH стоит быть готовым к переходу сети на PoS, вследствие чего процесс валидации транзакции будет происходить по другому – путем размещения монет на специальном депозите, а не с помощью железа. В этом случае логично рассмотреть переход на майнинг другой криптовалюты, если оборудование не заточено исключительно под алгоритм ETH. При этом эксперт подчеркнул, что главная проблема в том, что почти все топовые монеты сейчас работают на PoS, тогда как актуальность PoW стремительно снижается.