На рынок NFT вернулся ажиотаж
Рынок невзаимозаменяемых токенов (NFT) восстанавливается после неутешительного конца 2022 года.Согласно новому отчету платформы DappRadar, специализирующейся на анализе децентрализованных приложений (dApps), в начале года был зафиксирован резкий рост как в ценах, так и в количестве проданных единиц NFT на маркетплейсах, пишет РБК Крипто.
В январе совершено 9,2 млн сделок, что на 37% больше, чем в декабре. Это стало самым высоким показателем рынка за последние шесть месяцев. Объем торгов в долларах также вырос, достигнув $946 млн, что на 38% выше, чем в декабре, и это самый высокий показатель с момента пика рынка в $1 млрд в июне прошлого года.
Важно, что DappRadar при подсчетах исключает данные сделок, попадающих под подозрения в любых манипуляциях. Самый популярный способ — так называемый «wash trading», когда владелец с собственных кошельков делает фейковые продажи NFT, искусственно завышая его цену или имитируя видимость ажиотажа для малоизвестного проекта.
«Голубые фишки»
Коллекции Bored Ape Yacht Club (BAYC) и Mutant Ape Yacht Club (MAYC) остаются «голубыми фишками» рынка, а стоящая за ними Yuga Labs сохраняет статус одного из наиболее узнаваемых брендов в индустрии. В январе новая коллекция NFT компании под названием Sewer Pass, которые служат ключами для блокчейн-игры Dookey Dash, составила 34,3% всех транзакций на рынке за январь. Пропуски выдавались владельцам изображений из коллекций BAYC и MAYC, а их суточный оборот на вторичном рынке после запуска превысил $27 млн.
У других именитых коллекций в январе также были громкие инфоповоды. Создатели Doodles приобрели номинированную на «Эмми» анимационную студию Golden Wolf, а компания PROOF, стоящая за коллекцией Moonbirds, заключила контракт с голливудской United Talent Agency для продвижения бренда за пределами сферы Web 3.0 в традиционной рекламе и ТВ-шоу. Средняя цена изображения из Doodles в январе выросла на 1,82%, а у Moonbirds — на 3,43%, по данным NFT Price Floor.
В целом коллекции из первой десятки по рыночной капитализации лучше всего пережили спад на рынке, у них же зафиксировано 10 лучших продаж в январе, согласно отчету DappRadar. Они также первыми восстановились после падения рынка в прошлом году: индекс коллекций Blue-Chip NFT компании Bitwise показал рост цен на 28,6% по сравнению с декабрем. Однако он все еще почти на 65% ниже, чем в январе 2021 года.
Главные маркетплейсы
Ориентированные на коллекционеров маркетплейсы постепенно отвоевывают долю рынка у тех, чей фокус направлен в первую очередь на трейдеров и спекулянтов. На долю Blur, который стремится минимизировать комиссии для создателей арта, третий месяц подряд приходится 20% рынка. По оборотам площадка уступает только OpenSea, третье и четвертое места приходятся соответственно на платформы X2Y2 и Magic Eden.
Наиболее успешными по продажам на площадках остаются PFP-коллекции (NFT-коллекции с изображениями профиля), чему способствует их высокая ликвидность и ажиотаж в социальных сетях. OpenSea остается крупнейшей площадкой по объему торгов, ($495 млн в январе). По оценкам DappRadar, платформа получила около $12,3 млн дохода от комиссий с торгов и размещения NFT их создателями.
Издание The Block обратило внимание на то, что на странице LinkedIn (заблокирована в России) компании eBay, которая в прошлом году выкупила маркетплейс KnownOrigin, появилось несколько вакансий, связанных со сферой криптовалют и NFT, среди которых руководитель сообщества, дизайнер контента и советник по криптоактивам.
Несмотря на обнадеживающие показатели рынка, NFT-платформа второй по величине криптобиржи Coinbase объявила, что приостанавливает размещение новых коллекций. Вместе с тем, представители компании подчеркнули, что это не означает закрытие ее платформы.
NFT-платформа от Coinbase не вошла в шестерку лучших торговых площадок, проанализированных DappRadar, а ее объем торгов, по данным Dune Analytics, за все время существования составляет лишь $7,3 млн, что примерно эквивалентно 7% от январских показателей OpenSea.
Тенденции рынка
Аналитики DappRadar отмечают, что в январе продажи выросли у всех значимых протоколов: объем продаж NFT на блокчейне Ethereum подскочил с почти $558 млн в декабре до более $772 млн в январе, а на Solana — соответственно с $69,5 млн до $86 млн. Крупнейшая NFT-коллекция на блокчейне Solana под названием «DeGods» продемонстрировала за январь рост объемов торгов на 113%, несмотря на то, что в конце декабря ее авторы объявили о планах миграции на Polygon.
Объем продаж NFT на Polygon вырос на 157% по сравнению с декабрем, достигнув 4,5 млн единиц. Этому в значительной степени способствовал запуск коллекции NFT от Дональда Трампа, продажи которых с момента запуска составили $12,1 млн, а также популярность NFT-пропусков в метавселенные «Mocaverse» от Animoca Labs и The Sandbox. Токен Polygon (MATIC) также успешно начал 2023 год, подорожав с 1 января на 72% до $1,23 по данным СoinGecko на момент публикации.
Кредитные платформы, позволяющие занимать криптоактивы под залог NFT, также показывают рост. NFTfi достигла рекордных показателей в январе: оборот в $300 млн, 4 399 кредитов и 907 активных заемщиков и кредиторов. По данным Dune Analytics, NFTfi и BendDAO вместе занимают около 70% рынка NFT-кредитования.
Несмотря на скептические настроения в последние полгода, рынок NFT начинает оживать, хотя его торговые объемы в целом очевидно коррелируют с ростом курса биткоина и других криптовалют.