Фанатские токены: зачем нужны и где купить
Объем рынка коллекционных NFT с изображениями спортсменов или знаковых моментов матчей уже насчитывает сотни миллионов долларов. С 2019 года свои фан-токены запустили крупнейшие футбольные клубы Европы: Барселона, Ювентус, ПСЖ и другие. А с 2022 года стали продаваться NFT-билеты на матчи. В материале разбираемся что такое фан-токены, зачем они нужны и где их купить.
Что такое фан-токены и какие бывают
Фанатские токены (фан-токены) — это NFT, которые дают доступ их держателям к ряду привилегий. Например, к голосованию за решения клубов, дизайн товаров, награды, а также другим возможностям взаимодействия со спортивными командами и ее представителями. Обычно они ориентированы на спортивных болельщиков и поклонников знаменитостей.
Фанатские токены бывают двух видов. Первый — это токены, которые дают возможность их владельцам участвовать в жизни любимых спортивных клубов. Например, голосовать за цвет новой формы. Они также предоставляют ранний доступ к продажам билетов на спортивные мероприятия. Такие токены превращают болельщиков из пассивных наблюдателей в активное сообщество, способное влиять на жизнь любимого клуба.
Второй тип — это коллекционные NFT с изображением какого-либо игрока или же видео важного момента игры. Это цифровой аналог коллекционной карточки. Пример такого вида фан-токена — NBA Top Shot.
Карточка в NBA Top Shots: «Anthony Edwards» — имя игрока, «Dunk» — тип баскетбольного приема,«#79/499» — порядковый номер карточки, «Top Sale» — максимальная сумма продажи карточки
Суть NBA Top Shot в том, что ты коллекционируешь моменты из баскетбольных матчей. То есть NFT в проекте — это карточка, которая содержит короткий видеоролик с трех разных ракурсов с каким-то удачным движением баскетболиста.
Например, когда кто-нибудь забрасывает мяч в корзину или проводит удачный блок. Каждый ракурс длится примерно 2-3 секунды. Названия карточек соответствуют имени баскетболиста, который изображен на видео. Например, Леброн Джеймс или Энтони Эдвард. В проекте эти карточки называются моментами (Moments).
Для чего нужны фан-токены и как они изменят спортивную индустрию
NFT могут изменить мир спорта, перенеся офлайн-активности в онлайн-мир. В прошлом болельщики собирали коллекционные карточки, подписывали футболки и футбольные мячи и обменивались распечатанными фотографиями своих любимых игроков. По мере того, как мир все больше становится цифровым, молодые болельщики найдут новые способы взаимодействия со своими любимыми командами и игроками с помощью технологии блокчейн.
Вовлеченность болельщиков варьируется от просмотра или посещения живых игр до покупки товаров или участия в автограф-сессиях. Это дает возможность спортивным командам и лигам получать дополнительный доход.
Спортивные лиги заметили ценность участия фанатов и создали платформы, на которых болельщики могут покупать, владеть и обменивать токенизированные сувениры. Национальная футбольная лига и Национальная хоккейная лига работают над своими собственными платформами NFT, а Высшая бейсбольная лига уже выпустила свою торговую площадку NFT.
Исследование аналитической компании National Research Group о готовности покупки NFT
Платформы для взаимодействия с фанатами переносят в пространство Web3 коллекционирование. NFT могут оказать существенное влияние на отношения болельщиков с любимыми командами — им будет легче следить за спортсменами, которые им небезразличны. Благодаря этому у спортивных организаций есть возможность использовать токены в своих интересах.
Однако здесь внимание следует уделять вовлечению фанатов, а не попыткам быстро заработать, продавая токены. Сосредоточив внимание на вовлечении фанатов, платформы могут получить более широкую аудиторию. Это будет происходить за счет того, что фанаты с большей вероятностью будут знакомить своих друзей с платформами.
Это также улучшит удержание пользователей. Поскольку фанаты будут использовать эти платформы для личного удовольствия, а не пытаться зарабатывать деньги, обменивая токены, которые они купили.
Где можно купить
Запуск фанатских токенов сопровождается партнерствами криптовалютных платформ с клубами. К примеру, в числе последних в очереди на запуск токена стала португальская футбольная команда Порту — ее спонсором стала биржа Binance. С итальянским клубом Лацио произошла аналогичная ситуация.
В июле 2022 года Binance объявила о старте продаж NFT-билетов на матчи футбольного клуба Лацио на футбольный сезон 2022/23 года. Фанаты клуба могут купить одиночные билеты или NFT-абонементы через сервис Binance Fan Token. Преимущества сезонного абонемента:
- эксклюзивный доступ к домашним играм на стадионе «Олимпико» в 2022/2З году,
- скидка 10% на любой товар в официальном магазине клуба,
- скидка 20% на билеты на матчи Лиги Eвpoпы.
Токены помогут решить проблемы традиционной системы распространения билетов. С помощью NFT можно будет исключить двойную продажу билетов, их подделку, а также проблемы, связанные с их потерей или повреждением.
На Binance можно купить токены только 3-х футбольных клубов и одной команды Формулы-1
Самая популярная платформа специализирующаяся на выпуске фанатских токенов — это Socios. По данным Decrypt, в конце 2021 года объем обработанных сделок с токенами на Socios достиг $300 млн. Самыми прибыльными футбольными клубами из статистики стали Лацио, Манчестер Сити, Порту и Сантос.
Топ-7 фанатских токенов по капитализации на август 2022 года
На Socios купить фан-токены можно только за криптовалюту Chillz. Владельцы фанатских токенов получают право голоса по некоторым второстепенным вопросам. Например, какого цвета будет капитанская повязка и что на ней будет написано, как будет выглядеть дизайн автобусов или альтернативный комплект формы, какую музыку будут включать после голов.
До более значимых решений — о трансферной политике или выборе тренеров, болельщиков никто не допустит, хотя такие прецеденты уже встречались. Осенью 2020 года кипрский партнер Socios «Аполлон» предложил болельщикам выбрать схему и состав на товарищеский матч. Тогда команда выиграла соперника со счетом 6:0.
Заключение
В материале подробно рассказали о том, что такое фанатские токены. Это NFT, которые дают доступ их держателям к ряду привилегий. Например, к голосованию за решения клубов, дизайн товаров, награды, а также другим возможностям взаимодействия со спортивными командами и ее представителями.
Такие токены помогут решить проблемы традиционной системы распространения билетов. С помощью NFT можно будет исключить двойную продажу билетов, их подделку, а также проблемы, связанные с их потерей или повреждением.
NFT-билеты на футбол можно купить через сервис Binance Fan Token. Сами фанатские токены можно приобрести на платформе Socios за криптовалюту Chillz. Владельцы фанатских токенов получают право голоса по некоторым второстепенным вопросам, а NFT-билеты дают проход на матчи и скидку в магазинах атрибутики клуба.
Редактор:
Андрей Лапушкин
Обложка и иллюстрации:
Юлия Чистякова