Краудфандинг через ICO: возможно ли возвращение?
Рынок ICO стремительно взлетел в 2017 году и так же быстро «сдулся». Может ли вернуться популярность этого типа краудфандинга, или он ушел в прошлое?
Initial Coin Offering (ICO) как механизм раннего финансирования криптовалютных стартапов появился в 2013 году. Пик его развития пришелся на конец 2017-середину 2018 года, после которого всего за полгода уровень инвестиций упал с нескольких миллиардов до десятков миллионов долларов в месяц, еще через год рынок почти умер. Трейдеры-аналитики криптовалютной биржи Binaryx рассказывают, почему так произошло, проводятся ли сейчас ICO и что может возродить этот вид краудфандинга.
Причины краха рынка ICO
Как и любое сложное финансово-социальное явление, падение рынка первичного размещения токенов произошло из-за сочетания нескольких факторов.
Снижение качества проектов. Механизм ICO возник в результате поиска возможностей привлечения средств для раннего финансирования проектов на базе блокчейна. При этом большинством из тех, кто запускал и финансировал такие стартапы в те годы, были гики-криптографы, взволнованные появлением новой технологии, с которой они могли поиграть. Вначале именно они двигали рынок.
Но так продолжалось недолго. Стремительный рост криптовалютного рынка и практически полное отсутствие барьеров на вход в ICO для разработчиков привлекли множество людей, у которых была лишь идея и желание как можно быстрее получить деньги инвесторов. В результате качество приводимых ICO сильно снизилось: в 2018 году 71% проектов запускались без рабочего продукта или хотя бы его прототипа.
Сколько ICO-стартапов имели на момент запуска рабочий продукт, прототип или только идею. Источник: EY research: initial coin offerings
Из-за снижения качества ICO падало количество успешных проектов: 56% таких стартапов умирали в течение четырех месяцев после краудфандинга, через год оставалось только 5-10%. Как результат, люди теряли деньги, больше не хотели инвестировать в ICO и не советовали это делать всем своим знакомым.
Падение курсов криптовалют
Среди инвесторов рынок ICO стал популярным благодаря стремительному росту криптовалют. В частности, Биткоина, который привлек интерес к этой отрасли, и Эфириума, который показал, что баснословно обогатиться на ICO может любой желающий. Люди смотрели, как сотни долларов за несколько дней превращались в тысячи, и хотели так же! Когда в 2018 году рынок обвалился и всем казалось, что он больше не восстановится, интерес к ICO пропал, так как люди больше не видели возможности быстро заработать.
Сравнение популярности поисковых запросов «ICO» и «cryptocurrency» в Google Trends (вверху) и динамики курсов биткоина и эфира в TradingView (внизу).
Мошенничество (скам)
Краудфандинг в виде ICO позволяет стартапам привлекать большие инвестиции без затрат на посредников и соблюдения требований регуляторов. Однако отсутствие регулирования и то, что токены ICO не дают никаких законных прав их держателям, создают отличные условия для запуска мошеннических проектов, которые просто воруют деньги инвесторов.
Компания Satis Group LLC подсчитала, что 81% ICO были мошенничеством, и широко сообщалось, что в 2018 году было украдено более 9 миллионов долларов в день или более 3 миллиардов долларов в год. После подобных отчетов люди окончательно разуверились в ICO и начали подавать судебные иски. Как результат, отсутствие инвестиций и приход на рынок регуляторов.
Более 80% всех ICO-проектов оказались мошенничеством. Источник: Satis Group LLC
Попытка трансформации ICO в STO
Когда на рынок ICO пришли регуляторы (SEC и другие), они потребовали от криптовалютных стартапов соблюдения законов об эмиссии и распространении ценных бумаг, поскольку большинство токенов ICO представляли собой цифровые ценные бумаги (токены-акции). Многие компании согласились с этим требованием и начали лицензировать свои токены. При этом, чтобы отмежеваться от плохой репутации ICO и выделиться среди конкурентов, зарегистрированные крипто-стартапы стали называть свои краудфандинговые кампании не ICO (Initial coin offering), а STO (Security token offering). Однако рынок STO так и не достиг популярности ICO.
Вот основные различия между ICO, STO и IPO:
ICO |
STO |
IPO |
|
---|---|---|---|
Эмитенты |
Блокчейн-стартапы |
Зарегистрированные блокчейн-стартапы |
Публичные компании |
Инвесторы |
Кто угодно |
Зависит от страны и формы регистрации |
Все участники рынка ценных бумаг |
Регулирование |
Нет |
Упрощенное |
Комплексное |
Носитель ценности |
Любые токены |
Токены-акции |
Акции |
Защита инвесторов |
Нет |
Низкая |
Средняя |
Проводятся ли сейчас ICO
Да, проводятся, однако не так много, как это было в 2017-2018 годах. Точного количества никто назвать не сможет, поскольку крупные аналитические компании не интересуются этим рынком, а профильные сайты, например ICObench и ICOData, закрылись или перестали обновляться. Работают только онлайн-доски объявлений: ICOholder, ICODrops, ICOHotList и другие. Узнать об актуальных ICO можно на одном из таких сайтов.
Количество проектов и объем инвестиций на рынке ICO с 2016 по 2019 год. Источник: 6th ICO / STO Report — PwC. Это последний отчет, больше PwC их не делает.
Что может вернуть первоначальную модель ICO?
В своей изначальной форме ICO больше не вернутся. Это не нужно ни инвесторам, ни регуляторам, ни разработчикам. Однако краудфандинг по упрощенной схеме для раннего финансирования блокчейн-проектов снова может стать популярным, если страны проведут регулирование и стандартизацию отрасли, а также если удастся вернуть доверие и интерес инвесторов.
Законодательное регулирование нужно провести таким образом, чтобы сохранить простоту и доступность ICO. Примером подобного решения является инициатива комиссара SEC Эстер Пирс «Safe Harbor». Согласно ее предложению, криптостартапам предоставят трехлетний льготный период, на протяжении которого продажа токенов не будет рассматриваться как реализация ценных бумаг, а торговые площадки, на которых торгуются такие токены, не будут рассматриваться как биржи, брокеры или дилеры в соответствии с законодательством США о ценных бумагах.
Льготный период предоставляется для того, чтобы криптовалютная платформа могла развиться из «security»- в «utility»-проект. Кроме того, за это время сеть криптовалюты может стать полностью децентрализованной, что позволит платформе и дальше существовать без необходимости лицензировать себя как компанию, которая занимается эмиссией и распространением ценных бумаг.
Помимо этого, ICO должны будут раскрыть информацию об исходном коде, экономике токенов (эмиссия, генерация, распределение и управление), команде разработчиков (состав, опыт, их доля токенов при распределении) и местах продажи токенов (насколько это возможно). Если члены начальной команды разработчиков решат продать более 5% первоначально удерживаемых ими токенов, эта информация должна быть публично раскрыта для инвесторов.
По мнению комиссара Пирс, при условии принятия такого закона рынок краудфандинга блокчейн-проектов сможет и дальше привлекать средства неаккредитованных инвесторов по упрощенной схеме. Но при этом инвесторы будут достаточно проинформированы об инициаторах ICO и защищены от мошенников.
Правда, пока комиссар Пирс и сторонники подобных ее инициативе решений в меньшинстве, а значит, надеяться на восстановление рынка ICO не стоит.