Спрос на криптовалюту для внешних расчетов оценили в $50 млрд в год
Эксперты рассказали о том, какие именно цифровые валюты могут быть использованы для международных платежей, и что потребуется для развития этих расчетных инструментов
В новых условиях возможно и даже нужно ограниченное использование криптовалют для внешних расчетов в рамках экспериментальных режимов — такую позицию Банка России озвучила его руководитель Эльвира Набиуллина, выступая в Госдуме 20 апреля.
«Мы готовы быть гибкими и дать возможность предпринимателям рассчитываться с зарубежными контрагентами через крипту, если это поможет им решать их проблемы», — сказала Набиуллина.
Потребность в криптовалютной ликвидности для внешнеэкономической деятельности (ВЭД) может составить 5-6% от оборота внешней торговли Российской Федерации на ближайший год (по итогам 2022 года) — это около $50 млрд в год, приводит свою оценку один из крупнейших в России операторов дата-центров BitRiver.
«Финансирование импорта»
Этот спрос может существенно меняться, говорит генеральный директор BitRiver Игорь Рунец. Но на первом этапе, по его словам, цифры представляются такими, с учетом того, что главным образом криптовалюта может потребоваться для финансирования импорта машин, оборудования и их компонентов, комплектующих.
Это экспертная оценка, и регуляторы, конечно же, имеют свое видение объемов и ситуацию. Банк России смягчил свое отношение к криптовалютам, поскольку оперативно реагирует на изменения, включая существенные геополитические события и ограничения, говорит Рунец.
Он отметил, что при взвешенном регулировании и грамотной кредитно-денежной политике, использование криптовалюты во внешнеторговых расчетах поможет как минимум не допустить существенных резких колебаний курса рубля. В то же время это поможет выполнить все поставленные задачи по сокращению дефицита бюджета и поддержке внешних расчетов российского бизнеса с зарубежными партнерами, полагает Рунец.
«Скорее всего Ethereum»
Взаиморасчеты с иностранными партнерами могут проводиться в одной из основных криптовалют, считает аналитик криптовалют Виктор Першиков. По его мнению, скорее всего это будет платформа Ethereum и работающие на ней стейблкоины.
«Из-за волатильности биткоин не особо подходит на эту роль, тогда как платформа Ethereum как понятная и рабочая история для трансграничных транзакций много раз упоминалась во властных кругах, в Минфине», — пояснил эксперт.
Однако, он отметил, что это потребует внесения изменений в действующее законодательство, так как криптовалюту бизнес должен будет каким-то образом учитывать в финансовой отчетности и понимать, какова юридическая суть данного актива. Поэтому пока готовность ЦБ быть «гибкими» в вопросе использования криптовалют во внешнеэкономической деятельности не приближает бизнес к этому в реальности, говорит Першиков.
«Отсутствие изменений»
Говоря о возможности использования криптовалют для внешних расчетов, глава InDefi Bank Сергей Менделеев отметил, что те, кому это нужно, давно их используют. Только «в черную», потому как в России нет легальной возможности приобрести криптовалюту даже для физических лиц, не говоря о юридических, говорит эксперт.
И никто, по его словам, существующую ситуацию не собирается менять в пользу бизнеса, наоборот, хотят ввести дополнительные запреты и уголовную ответственность за их нарушение.
Для того, чтобы иметь возможность рассчитываться криптовалютами, нужно иметь возможность эти криптовалюты легально приобрести, объясняет Менделеев. По мнению эксперта, без решения этого краеугольного вопроса все остальные разговоры лишь дразнят рынок.
«Если соединить все официальные ответы ЦБ и Минфина даже за последние пару недель по этому поводу, там обнаружится с десяток фундаментальных противоречий, из чего я лично делаю вывод не только об отсутствии готового проекта закона, но и даже сколько-нибудь проработанной концепции и видения ситуации», — говорит Менделеев.
Споры между Минфином и Банком России о регулирования сферы цифровых активов ведутся на протяжении нескольких лет. Как по поводу майнинга, так и по вопросу обращения криптовалют.
В ЦБ предлагали запретить добычу криптовалюты вне экспериментально-правовых режимов, но Министерство финансов выступило против тотального лицензирования этой деятельности.
В вопросе регулирования рынка криптовалют ведомство и регулятор тоже не смогли найти компромисс. ЦБ категорически против оборота цифровых валют на территории страны, а Минфин утверждает, что «крипта — это данность», она уже имеет хождение в России, и лучше иметь правовое регулирование этой деятельности, чем его отсутствие.
Менделеев указал на то, что некоторые участники криптоиндустрии даже рады такому положению дел — отсутствие изменений дает им возможность продолжать работать с криптовалютами уже привычными им способами.
Точка зрения экспертов может не совпадать с мнением редакции. Материал опубликован исключительно в ознакомительных целях. Криптовалюта — это волатильный актив, который может привести к финансовым убыткам.