Почему Слияние (The Merge) Ethereum не сможет преодолеть «парадокс масштабируемости»
Завершение Ethereum долгожданного «слияния» (The Merge) на этой неделе вряд ли улучшит долгосрочную скорость или масштабируемость сети, пишет Марк Лурье из Shipyard Software.
Слияние (The Merge) Ethereum
Ожидается, что на этой неделе Ethereum завершит широко разрекламированное «слияние», резко сократив потребление энергии, поскольку сеть переключается с майнинга на стейкинг. Хотя это достижение настраивает Ethereum на будущие операционные обновления, информированный консенсус заключается в том, что само слияние вряд ли сразу улучшит скорость или масштабируемость сети Ethereum.
Тем не менее, слияние и будущие обновления сети по-прежнему будут оказывать огромное влияние на более широкую войну масштабируемости, поскольку менее известные блокчейны уровня 1 активизируют свои усилия, чтобы продемонстрировать свои преимущества в скорости и масштабируемости. И в своих усилиях по созданию готовых к коммерции сетевых продуктов строители и венчурные капиталисты не спускают глаз с блокчейна, быстрого и достаточно масштабируемого, чтобы поддерживать бесконечно сложные продукты в сети.
Проблема масштабируемости блокчейн сетей
Мечта вдохновлена централизованными вычислениями, которые постоянно совершенствуются в соответствии с законом Мура, утверждающим, что количество транзисторов в микрочипе — или вычислительная мощность — будет удваиваться примерно каждые два года. Это верно с тех пор, как это было впервые заявлено в 1965 году, и с тех пор и по настоящее время централизованная вычислительная мощность масштабировалась достаточно быстро, чтобы не отставать от наших потребностей.
Но реальность такова, что маловероятно, что какой-либо блокчейн когда-либо достигнет вычислительных возможностей централизованной системы, которая должна только запускать обновления и хранить данные внутри. С другой стороны, децентрализованная система обрабатывает и хранит данные на сотнях, даже тысячах удаленно связанных компьютеров, которым необходимо достигать консенсуса по каждой транзакции. За исключением некоторых крупных прорывов, производительность децентрализованных систем всегда будет ниже.
Более того, и это менее интуитивно понятно, маловероятно, что какой-то один блокчейн всегда будет быстрее других. Это «парадокс масштабируемости».
Каждый раз, когда популярная децентрализованная сеть может поддерживать большее и более быстрое использование, она поощряет большее использование и большее количество узлов. Это знакомая концепция в других отраслях. Исследования показывают, что расширение автомагистралей и дорог просто стимулирует больше водителей до тех пор, пока заторы не достигнут такого же равновесия. Возьмем случай децентрализованной биржи с книгой ордеров в сети: чем более масштабируема книга ордеров в цепочке, тем быстрее она может обрабатывать заказы мейкера и тейкера. Эта благоприятная среда привлекает на биржу еще больше криптотрейдеров, а также высокочастотных трейдеров, которые помогают довести объем ордеров до предела. В результате сеть становится перегруженной, а цены на газ растут. Блокчейн становится жертвой собственного успеха.
Другими словами, Ethereum никогда не установит настоящую монополию Web 3.0, даже несмотря на то, что он обладает чрезвычайно сильным сетевым эффектом, привлекающим разработчиков и пользователей. Вместо этого продолжающийся успех Ethereum снова приведет к увеличению перегрузки сети, тем самым создав вакуум для разработки более быстрых, инновационных и масштабируемых альтернатив. В качестве примера можно привести сообщество разработчиков Ethereum, которое решило отказаться от приоритетов своих планов сегментирования сети после того, как стало свидетелем появления жизнеспособных сторонних решений для масштабирования, таких как Polygon и Optimism. Это молчаливое признание силы этих проектов и указание на то, что нас ждет впереди.
После слияния с такой же вероятностью появятся новые так называемые «убийцы Ethereum», как и протоколы уровня 2, призванные дополнить Ethereum. В любом случае, индустрия будет совершенствоваться по сравнению с прошлым, и споры о том, какой L1 имеет наибольший объем транзакций или общую заблокированную стоимость, менее полезны, чем изучение того, какая децентрализованная сеть или услуга лучше всего подходит для конкретной задачи или возможности.
Все это говорит о том, что победитель в войне за масштабируемость в конечном итоге может оказаться неактуальным. Слияние (The Merge) — даже не самая важная веха на дорожной карте Ethereum. Следующее обновление Ethereum, получившее название «Всплеск» (за которым, последуют «Грань» (The Verge), «Чистка» (The Purge) и «Разорение»(The Splurge)) запланировано на следующий год, и только тогда скорость и масштабируемость Ethereum будут увеличены за счет шардинга сети. Но даже в этом случае обновления Ethereum просто означают, что сеть значительно увеличит верхние пределы своей операционной мощности, но не бесконечно.
Вместо того, чтобы беспокоиться о том, что обновления Ethereum вызовут массовое вымирание других L1, мы должны с нетерпением ждать кембрийского взрыва творчества. Более быстрый и масштабируемый Ethereum, вероятно, дестабилизирует некоторые конкурирующие проекты L1, но такова природа конкуренции. Высококонкурентная криптовселенная намного лучше, чем то, что мы видим в устаревшей технологической отрасли, где преимущества массового масштаба делают почти невозможным конкупенцию стартапов против гигантов, подобных Google и Amazon.
Разработчики Web3, скорее всего, никогда не создадут идеальный блокчейн «под одну гребенку», но возможности отрасли в целом безграничны. Креативность часто рождается из необходимости, и результатом станут лучшие технологии для всех.
Автор: Эльвир, аналитик Freedman Сlub Crypto News