Как обменник из Гонконга способствовал росту FTX. Расследование Financial Times
Продолжают всплывать новые подробности работы криптобиржи FTX и партнеров ее главы Сэма Бэнкмана-Фрида. Журналисты Financial Times пообщались с несколькими участниками событий, пересказываем самое интересное из расследования.
Статья FT начинается с прошлогодней фотографии с празднования 29-летия Бэнкмана-Фрида. Тогда компания отмечала праздник не на Багамах, а в Гонконге, где изначально была зарегистрирована печально известная криптобиржа. Фото было сделано в местном элитном клубе The Crown.
На совместном снимке запечатлены Бэнкман-Фрид, глава Alameda Research Кэролайн Эллисон, соучредитель FTX Гэри Ван и сотрудники гонконгской криптофирмы Genesis Block. Компания предоставляла клиентам услуги розничной торговли цифровыми активами, кроме того, согласно инвестиционному портфелю FTX, часть компании принадлежала дочерней фирме Alameda Ventures.
Genesis Block привлекала клиентов необычной бизнес-моделью, обменивая криптовалюту на наличные деньги. Один из бывших сотрудников компании поведал репортеру FT, что «люди буквально выстраивались в очередь с мешками наличных перед офисом Genesis Block». Иногда офис приходилось на время закрывать, потому что биткоинов не хватало на всех желающих.
В прошлом месяце FTX объявила о банкротстве, а спустя несколько дней за ней последовала и Genesis Block. Это ударило по многим гонконгским инвесторам. «Я потерял деньги, которых бы хватил на несколько поколений», — говорит один из них. «Внуки никогда меня не простят. Мои друзья тоже объявляют себя банкротами».
Гонконг сыграл важную роль в становлении FTX. Genesis Block создавала сеть банковских счетов, открывающую простой доступ к твердой валюте и каналам привлечения клиентов. Компания не боялась брать на себя ввод и вывод криптовалюты, услугу, которой сторонились традиционные регулируемые банки.
Genesis Block фактически предоставляла банковские услуги для FTX и Alameda и служила источником ликвидности. По мнению опрошенных FT экспертов, торговые объемы в Гонконге, выступающим одним из главных финансовых центров, были чрезвычайно высокими за счет состоятельных частных лиц и семейных офисов, заинтересованных в криптовалютах.
Genesis Block был одним из немногих местных криптобизнесов с физическим отделением в Гонконге, что сделало его центром местного криптосообщества. Когда в марте 2021 года компания открыла новый офис в Коулуне, в нем угощали клиентов печеньем с логотипом FTX.
«Премия кимчи»
Genesis Block была основана в 2017 году и сразу начала набирать популярность во время бума криптовалют. Основным источником дохода компании стала схема под названием «премия кимчи». По словам бывших сотрудников, фирма покупала криптовалюту в Гонконге, а затем продавала по завышенному курсу в Японии и остальной части Китая. Считается, что по такой же схеме Бэнкман-Фрид заработал первый крупный капитал еще до появления FTX..
Бэнкман-Фрид познакомился с руководителями Genesis Block в 2018 году во время поездки в Макао, город неподалеку от Гонконга, который считается местным Лас-Вегасом. После знакомства между компаниями завязались тесные отношения, а в 2020 году Alameda Ventures купила долю в Genesis Block. На момент краха FTX офисы обеих компаний находились в одном здании в Гонконге. Дочерняя фирма Cottonwood Grove, полностью принадлежащая Alameda Research, была зарегистрирована этажом ниже Genesis Block.
Соучредитель Genesis Block Клемент Ип был директором гонконгского подразделения FTX. На странице LinkedIn главного трейдера Genesis Чарльза Янга он указан как партнер компании. Янг появлялся на различных мероприятиях в качестве «директора» Alameda Research.
Собеседники журналистов также утверждают, что после слияния с компаниями Бэнкмана-Фрида Genesis Block управляла сетью биткоин-банкоматов по всей Азии. Также некоторые трейдеры и аналитики компании параллельно работали на FTX. Со слов сотрудников, в Genesis настолько верили в FTX, что принимали нативные токены биржи FTT как в качестве оплаты за доли в компаниях.
В июле 2020 года Чарльз Янг в одном из подкастов заявил: «Между Alameda, FTX и Genesis Block существует максимальное доверие только потому, что мы так долго работаем с ними». По его словам, у компаний были хорошие отношения с обменниками, «а это серая зона бизнеса». Genesis могли вести бизнес в таких местах, куда бы побоялись соваться другие инвесторы, например, продавали криптовалюту «из рук в руки» у менял в Камбоджи.
Основатели также инвестировали в майнинг в Китае, что обеспечило их связями с материковой частью страны и позволило обменивать больше юаней на криптовалюту, чем конкуренты.
По словам Янга, у них была сеть из 50-100 связанных банковских счетов, которыми пользовались в Alameda. «У нас целая сеть так называемых сателлитных банковских счетов. Буду откровенным, это очень серая зона. Многие посчитают такое подозрительным», — рассказывал Янг в том же подкасте.
Связи в Гонконге
Также Genesis Block налаживала связи с с богатыми семьями в Гонконге, которые затем инвестировали в FTX. Многие из местных влиятельных лиц описывали Бэнкмана-Фрида как трудоголика. Такой имидж создавал вокруг него некий «культ личности» и «мистическую привлекательность».
«Он казался таким гениальным парнем, что люди из кожи вон лезли, чтобы получить долю», — рассказывает управляющий гонконгского хедж-фонда для криптовалют, по оценкам которого аналогичные местные фонды потеряли в среднем до 20% в результате краха FTX.
Комиссия по ценным бумагам и фьючерсам Гонконга (SFC) заявила, что фонды с лицензией на инвестирование в виртуальные активы, подверглись «несущественному» риску после краха FTX. Однако управляющие говорят, что существуют и другие венчурные фирмы, семейные офисы и хедж-фонды, которые не подпадают под режим лицензирования SFC.
После банкротства биржи, многие менеджеры FTX, имеющие связи с местными семейными компаниями, вернулись в Гонконг. После подавления Китаем протестов 2020 года в Гонконге прекратили действие договора об экстрадиции с США. Бывшие сотрудники Genesis Block стараются насколько возможно дистанцироваться от FTX.