Сможет ли криптовалюта стать официальной, и при чем здесь Сальвадор
Не будет новостью тот факт, что прошлой осенью биткоин стал официальной валютой Сальвадора. Затем, уже в этом году, основную криптовалюту легализовали в Центрально-африканской республике (ЦАР), что, кстати, делает этот процесс неизбежным для остальных африканских государств – членов валютного союза ЦАР: Камеруна, Габона, Конго, Чада и Экваториальной Гвинеи. Приближается перспектива легализации ВТС и в Коста-Рике. При этом, за более чем год с момента такого дебютного внедрения биткоина много чего произошло – сам ВТС успел существенно вырасти и так же упасть, в мире началась турбулентность и рецессия, в Россию пришли небывалые санкции. Но все же, каковы результаты эксперимента Наиба Букеле? Какие выводы можно для себя сделать? И может ли этот опыт быть полезен для РФ во время ограничений?
Как все начиналось
В сентябре 2021 года Сальвадор стал первой страной в мире, которая приняла биткоин в качестве законно признанной валюты. Инициатором такого использования биткоина стал действующий президент страны Наиб Букеле. Показательно, что власти начали подготовку к вводу криптовалюты в экономику существенно заранее – к моменту запуска регуляторы сформировали правовую базу для легализации биткоина и представили инфраструктуру для работы с цифровыми активами.
Комплексный подход решает
Что именно сделали в Южной Америке? Запустили крипто-фиатный кошелек национального масштаба и организовали раздачу криптовалюты на $30 пользователям приложения.
Интересный факт, который мало кто знает, но я расскажу вам секрет: кошелек называется Chivo, его делали русские разработчики. Сделан он был настолько плохо, что в день запуска у половины пользователей просто не работал. Поэтому громкий старт биткоина в Сальвадоре провалился, и только 30% людей, установивших себе этот горе-продукт, оставили у себя криптовалюту. Остальные, посмотрев на это творение, быстренько полученные в подарок сатоши продали. Стыдно за страну, но хорошо все, что все хорошо кончается, и кошелек вроде бы все же доработали.
Еще установили на улицах Сальвадора криптобанкоматы, а также открыли пункты для консультаций граждан по работе с криптовалютами. То есть пошли по всем фронтам – законодательство, инфраструктура, просветительская работа.
Что импонирует в подходе Букеле? Это центр крипто-инициатив с «Биткоин город» – такая себе «песочница», которая могла бы возникнуть и у нас, но гораздо большего масштаба. Одним из ключевых источников финансирования этого проекта была программа государственных облигаций в 1 млрд долл. Половину этой суммы должны были составить инвестиции от государства, тогда как вторую часть планировали инвестировать в биткоин. По факту вложили пока 100 млн долл. Деньги на покупку криптовалюты власти Сальвадора выделяют из государственной казны.
Первые итоги
Анализ и элементарная наблюдательность показывают, что с помощью BTC в Сальвадоре реально расплатиться за многое.
Также на фоне легализации биткоина в Сальвадор переехали многие криптоблогеры и используют местные криптоинновации для создания контента.
На мой взгляд, ни первое, ни второе и ни третье – не самый показательный результат. В то же время считаю, что граждане страны увидят пользу от решений президента в момент, когда начнется следующий цикл роста рынка цифровых активов. И, несмотря на пока еще отсутствие энтузиазма в отношении криптовалют со стороны местных жителей, власти Сальвадора продолжают двигаться по пути развития криптоинициатив. И правильно делают. Когда начнется следующий bull run, население страны поймет, какое огромное дело сделал их президент. И он сам это тоже понимает, поэтому ни от чего отказываться не будет.
Если говорить не только о крипто-показателях, то взгляните на эту статистику 2021 года. В прошлом году, после внедрения BTC, в Сальвадоре:
1. ВВП вырос на 10,3%;
2. Внутренний доход — на 37%;
3. Доход от туризма стал больше на 52%;
4. На 7% выросла занятость населения;
5. В стране появилось на 12% больше новых бизнесов;
6. Экспорт и выработка электроэнергии выросли на 17% и 19% соответственно.
7. Экспорт энергоносителей вырос на 37%;
8. И даже уровень преступности и убийств снизился (!) на 95%.
Конечно, не все это благодаря биткоину, и уж конечно уровень преступности снизился потому, что всех преступников либо неофициально казнили во время рейдов, либо посадили, чем занимался лично господин Букеле, отложив все прочие дела. Но почему именно сейчас? Потому, что он строит второй Сингапур в своем регионе, где:
а) не должно быть преступности, вообще;
б) должна быть экономическая свобода.
С нулевыми налогами он опоздал, но увидел возможность — криптовалюты. И действительно, это — то же самое, что нулевые налоги 30 лет назад в Сингапуре, и 20 лет назад в Дубаи.
Что дальше
Считаю, что Сальвадор продолжит усреднять свои позиции через закуп биткоинов с дисконтом. Можно предположить, что в будущем, на фоне четкого курса властей страны на развитие криптоинициатив, участникам криптосообщества будет доступно больше предложений.
А относительно падения национальной экономики, которое все прочат Сальвадору в связи с медвежьим циклом. Крипторынок уже неоднократно переживал подобные падения биткоина. Финансовая модель BTC неизбежно приведет к росту монеты до $100 тыс., а со временем и до $1 млн.
Что касается других стран. В Коста-Рике уже разрешено выплачивать заработную плату в криптовалюте, и многие компании это практикуют. Полагаю, уже в ближайшие недели станет ясным законодательный статус и налоговый режим криптовалюты. Другие африканские страны намерены внедрить блокчейн и криптовалюту TON на государственном уровне. И легализация ВТС в странах валютного союза ЦАР, о которой я говорил выше, не за горами.
Чем это полезно России
Разумеется, в РФ не внедрят ВТС как официальную валюту, по крайней мере, в ближайшей перспективе. Но что российские коллеги Букеле могут зафиксировать уже сегодня – криптовалюты работают, и в этом нет ничего страшного. Если не в качестве внутреннего средства оплаты, но для расчетов в трансграничных платежах криптовалюты точно должны быть разрешены, и сейчас идет активное обсуждение этого вопроса в правительстве, Центральном Банке, Минфине, ФНС, ФСБ, рабочих группах и еще в десятке других структур, и это очень хорошо.
Зачем и почему — очевидно: для того, чтобы внешнеэкономическая деятельность России не остановилась практически полностью. Но если просто продавать что-то в России за условный биткоин иностранцам — то возникает вопрос: что с ним делать дальше? Ведь легально, без полусерых схем, продать его нельзя. Нельзя поставить на баланс. Нельзя им расплатиться с контрагентами, заказчиками и поставщиками тут, в России — ведь криптовалюта запрещена как платежное средство в нашей стране. Единственный вариант, который остается – должно быть разрешение обмена криптовалюты на рубли, и ее покупка за рубли, и законодательное обеспечение и налоговые разъяснения, как отчитываться о таких сделках. Безусловно, и легитимизация криптовалютных бирж и обменников в РФ. Это все реально. Ведь, если это все реализовано в маленьком Сальвадоре, то почему не может быть у нас, у ядерной державы? Конечно, может, и будет.
Самое главное – чтобы не возникло монополии, или история с FTX повторится, но уже в нашей стране. Поэтому будущее видится так: будет введен экспериментальный правовой режим, в рамках которого будет разрешена торговля криптовалютами с иностранными предприятиями, некий аналог ПВТ (парка высоких технологий) в Беларуси, и там же будет разрешен обмен криптовалюты на рубли и обратно. Будет несколько игроков на отечественном рынке, которым дадут право пользоваться этим режимом. Будет введено понятие “оператор обмена цифровых валют” (то есть биржа), который будет иметь право менять криптовалюту на рубли и обратно (раньше предполагалось, что это будут банки).
Кто будет этими игроками – предполагаем, но так как на примере банков, попавших под санкции, в ЦБ поняли, что много мелких банков – это хорошо, то ожидаю такого же отношения и к криптобиржам: не только крупные, которые тут же попадут под санкции, но и много мелких, даже обменники из Москва-Сити смогут получить войти в реестр (цена вопроса, полагаю, будет те же 100 миллионов рублей, что и для операторов обмена цифровых активов). В общем, в России все выглядит очень радужно (не в том смысле, а в том, в котором радугу мы воспринимали в детстве), и для криптопроектов открываются потрясающие перспективы.
Не все приветствовали начинание Букеле. Так, Международный валютный фонд умолял президента Сальвадора упразднить свое законодательство в этой сфере и даже требовал от Аргентины гарантий непринятия BTC. В МВФ подчеркивали, что цифровые активы все еще слишком изменчивы и опасны для национального использования. Тогда Букеле ответил в Twitter’e мемами с критикой в ответ. Что ж, наблюдаем, что будет дальше и делаем выводы для себя.