Что не так с CBDC
Экс-глава МВФ Кристин Лагард однажды сказала, что цифровая валюта центрального банка (Central Bank Digital Currency, CBDC) может удовлетворить цели государственной политики, связанные с финансовой инклюзивностью, защитой потребителей и предотвращением мошенничества. Однако она не упомянула о том, что CBDC могут быть использованы в качестве инструмента тотального государственного наблюдения и контроля.
Правительства заговорили о внеплановом запуске CBDC в тот момент, когда биткоин (BTC) закрепился в экономике без посредников.
«Я считаю, что мы должны рассмотреть возможность выпуска цифровой валюты. Возможно, государство будет играть важную роль в обеспечении деньгами цифровой экономики», –– заявила Лагард на конференции в Сингапуре в 2018 году.
«Преимущества CBDC очевидны. Ваш платеж будет немедленным, безопасным, дешевым и потенциально полуанонимным. А центральные банки сохранят уверенную опору», –– добавила она.
Тотальный контроль со стороны центральных банков
Лагард принадлежит к той же школе мысли, что и Агустин Карстенс из Банка международных расчетов (БМР). На заседании МВФ в 2020 году он заявил, что центральные банки будут иметь абсолютный контроль над правилами и нормами, которые определяют использование CBDC.
Но проблема затрагивает не только цифровые аналоги фиата: вторая по капитализации криптовалюта Ethereum также оказалась под угрозой.
Ethereum перешел на алгоритм доказательства доли владения (Proof-of-Stake, PoS) 15 сентября. В результате этого контроль над большим количеством узлов сети оказалась в руках нескольких организаций. Это сделало ETH менее децентрализованным и менее конфиденциальным –– то есть таким же, как CBDC.
«CBDC не гарантирует такой же прозрачности транзакций, которая есть у стейблкоинов», –– рассказал BeInCrypto партнер Rarestone Capital Джаред Политес.
«Мы не знаем, какие именно данные будет собирать правительство, как оно планирует их использовать, как обеспечит безопасность системы. У нас просто нет достаточно четкой картины внедрения CBDC –– как и понимания того, почему цифровой аналог фиата должен быть более эффективным, чем основные стейблкоины».
Более того, правительства могут навязать центральным банкам ненужные меры контроля, которые будут препятствовать скорости транзакций, снижению комиссий и анонимности.
Читайте также: Ethereum стал дефляционным, но по-прежнему уязвим для цензуры
CBDC внедряют все больше стран
Согласно данным трекера CBDC Атлантического совета, возможность выпуска обеспеченных государством криптовалют сейчас активно изучают около 105 стран. Для сравнения, в мае 2020 года о внедрении цифрового аналога фиата задумывались только 35 стран.
Источник: Атлантический совет
Не менее 50 стран находятся на продвинутой стадии исследования, что означает разработку, тестирование или запуск. Около десятка государств и стран уже запустили цифровую валюту.
Согласно предыдущему исследованию БМР, центральные банки могут выпускать два типа цифровых валют –– оптовые и общего назначения. Оптовые будут ограничены конкретными задачами, такими как межбанковские платежи, а CBDC общего назначения заменят наличные.
Центральные банки Канады, Сингапура и Южной Африки воспроизвели оптовые платежные системы с использованием технологии распределенного реестра.
Распределение реестра (Distributed Ledger Technology, DLT) –– это особая технология хранения информации. Она характеризуется распределением базы данных в разных географических точках, отсутствием центрального органа управления и совместным использованием и синхронизацией информации по протоколу консенсуса.
Это та же технология, которая стоит за основными независимыми криптоактивами. Все вышеперечисленные страны изначально отказывались признавать влияние криптовалют на свою экономику и рассматривали их нишевое увлечение.
Стейблкоины выгодно отличаются от CBDC
За последние несколько лет безналичные операции распространились по всему миру, а биткоин бросил вызов традиционной финансовой системе. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие правительства выразили обеспокоенность по поводу криптоактивов, призвали к ужесточению регулирования и стремятся выпустить свои версии централизованных цифровых валют.
Ранее Кристин Лагард заявила, что CBDC будет обязательством государства, как и фиатные деньги. Однако в сообществе считают, что стейблкоины USDT от Tether и USDC от Circle отличаются от подконтрольной государству цифровой валюты в лучшую сторону.
«Стейблкоины глобальны, поэтому по своей природе более децентрализованы», –– поделился с BeInCrypto Джаред Политес. «Они построены на той же технологии, которая питает большую часть экосистемы, и подходят для новых продуктов и услуг. Кроме того, стейблкоины совместимы с большинством инструментов для отчетности и отслеживания –– это означает полную прозрачность без нарушения конфиденциальности на поверхностном уровне».
Угроза конфиденциальности
В отчете Комитета по экономическим вопросам парламента Великобритании говорится, что система CBDC может создать значительные проблемы для финансовой стабильности и защиты частной жизни.
«CBDC не сможет поддерживать приватность транзакций так же, как наличные деньги, которые могут быть потрачены анонимно», –– говорится в докладе.
«Одних технических характеристик недостаточно, чтобы противостоять общественному беспокойству по поводу риска государственного наблюдения. Банк Англии рискует быть втянутым в противоречивые дебаты о конфиденциальности».
В прошлом центральный банк Южной Кореи предупреждал, что принятие обеспеченной государством цифровой валюты в качестве законного платежного средства будет угрожать финансовой стабильности страны.
По мере того, как вкладчики будут забирать деньги из банка, коммерческие банки попадут в ловушку ликвидности. В результате это приведет к сокращению денежной массы и спровоцирует рост процентных ставок.
Опасения по поводу Ethereum
Проблемы централизации захлестнули Ethereum после слияния с Beacon Chain. На данный момент около 66% размещенных на этом блокчейне ETH контролируют четыре организации –– Binance, Coinbase, Lido и Kraken. Сообщество опасается, они смогут блокировать транзакции в соответствии с требованиями регуляторов, что противоречит криптовалютной этике конфиденциальности и децентрализации.
Джаред Политес рассказал BeInCrypto, что мнения относительно текущего состояния Ethereum разделились.
«Некоторые видят в происходящем угрозу децентрализации, другие считают его естественным развитием экосистемы Ethereum»”, –– утверждает Политес. «Но существуют нюансы, которые делают соблюдение требований Управления по контролю за иностранными активами (Office of Foreign Assets Control, OFAC) очень сложным».
Например, если скомпрометированный кошелек отправит активы на адрес, принадлежащий высокопоставленным лицам, кошелек-получатель будет классифицирован как нарушающий требования OFAC.
«Необходимо разработать четкую политику, чтобы дать CBDC шанс завоевать доверие криптосообщества, а также упростить соблюдение требований для пользователей, подпадающих под определенные юрисдикции”, –– добавил Политес.